«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Именно так утверждал Редьярд Киплинг. Однако эти слова заставили переосмыслить заново челябинские археологи, летние находки которых уже назвали настоящей сенсацией.
Рим - в гости к нам
- Такая большая удача бывает, быть может, один раз в поколение, - комментирует заведующий кафедрой древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ Александр Таиров.
В этом году челябинские археологи продолжили начатые прежде раскопки могильника Магнитный на берегу реки Гумбейка в Агаповском районе. Сооружение курганов учёные относят ко II-III векам нашей эры, времени ранних гуннов.
В центральном большом кургане экспедиция обнаружила женское аристократическое погребение. Похороненная женщина, грудь которой украшало богатое позднеантичное ожерелье, была достаточно преклонного возраста, по-своему отмеченная жизнью - горб на спине, деформированная голова (вытянутый череп).
Само захоронение ещё раз говорит о том, что статус женщины в обществе ранних гуннов, как и сарматов (вспомним кичигинскую женщину - авт.) был очень высок. Рядом с захороненной женщиной обнаружен большой набор сакральных вещей, многие из которых за Уралом археологи находят впервые.
Вот ковш, изготовленный из оловянистой бронзы. Чисто римское производство, о чём говорит характерная деталь на заднике любой римской посудины I-III веков нашей эры. Ковш этот использовался настолько долго, что его уже успели подлатать, и, что любопытно, уже с помощью нашей, уральской бронзы.
Ещё один сакральный предмет - котелок, из которого ели кашу только по самым большим праздникам. Типичный позднесарматский или ранне-гуннский котелок, с пяточкой внизу, попавший сюда, на Урал, скорее всего, из далёких монгольских степей. Можно сказать, что это своеобразный паспорт того времени.
Рядом - железный черпачок с длинной ручкой, тут же лежит бронзовое ситечко с узорными отверстиями, тоже римская вещь.
Один из самых ценных предметов сакрального набора - римская анахоя, винный сосуд, из которого пили римские патриции. Собственно пили они не из самого сосуда, а из лежащего тут же фигурного стеклянного стаканчика.
Ещё один любопытный предмет - ханьское зеркало, причём достаточно плохого изготовления. Учёные предполагают, что это китайское подражание китайскому же зеркалу. То есть ханьскому. Такие подражания были не редкостью на всей территории Поднебесной. Однако секрет белой бронзы, из которой было сделано это зеркало, не был известен даже римлянам. Более того, секрет так называемой оловянистой бронзы хранился под страхом смерти так же бережно, как и секрет шелкоткачества или секрет ковки знаменитых узколезвийных мечей, с которыми гунны побеждали римлян.
И снова римская штучка - фибула, металлическая застёжка для одежды в виде булавки, заколки со щитком. Типичный предмет украшения, который использовался древними римлянами.
- С помощью такой вот воинской фибулы пристёгивали свои плащи римские легионеры, - говорит профессор Сергей Боталов. - Как она попала к нам? Очень просто! Ранне-гуннское население, пройдя Казахстан и Урал, пришло в Причерноморье, где быстро переняло элементы одежды тех мест. И плащевые накидки, в частности, быстро вошли тогда в моду…
Итак, задаются вопросом учёные: мы - в Рим или он - к нам?
Найденные вещи на сегодняшний день являются самыми восточными римского происхождения на территории евразийских степей. Большей частью это был импортный товар - скорее всего, из районов Боспора, Причерноморья. Но это был не просто импорт, а своего рода трофеи, вещи, которыми тамошние жители откупались от гуннской угрозы.
История как таковая оживает перед нашими глазами. Китайское зеркало и котёл монгольских степей, римские анахоя и фибула… Все эти вещи найдены не на торговых путях, по которым шли кочевники, и попали они сюда отнюдь не случайно - взяты на копьё, в подарок. Предметы абсолютно разных культур, которые сходятся здесь, на Урале, население которого, имея глубоко восточные корни, располагало большим спектром инокультурных связей.
- Что же касается Рима, то не мы - к нему, а он - к нам, - заключает Сергей Боталов. - Рим боялся нас. И Рим был побеждён нами. Вспомним, именно Атилла потряс Европу и разорил Рим. После этого Паннония становится гуннской.
И с помощью последних находок можно ставить прекрасную точку на ранне-гуннской эпохе. На сарматской точка уже поставлена.
Момент исторической истины
Так, можно назвать время, к которому относится другой памятник, обнаруженный уже на севере нашей области - Уелги. Назван он так по одноимённому озеру в Кунашакском районе и относится к IХ-ХI векам.
Как и на юге области, судьба вновь улыбнулась археологам.
Именно здесь, в большом могильнике Уелги, на протяжении как минимум трёх веков хоронили своих предков кочевники разных историко-культурных пластов.
Объект огромный, занимает несколько гектаров, и, по скромным подсчётам, потребует как минимум 8-10 лет скрупулёзных археологическихизысканий. Этим летом учёным удалось исследовать около двух тысяч квадратных метров земли, что оказалось лишь одним курганом 35 на 25 метров.
Причём насыпался он очень долго и странно: гумус прокалён до 30 сантиметров. Возможно, считают учёные, это была кремационная площадка, на которой уже потом производилось захоронение.
По мнению Сергея Боталова, обнаруженный памятник можно отнести ко времени этногенезов народов Урала, Поволжья, Восточной Европы в целом. Именно здесь наступает момент исторической истины для многих и многих будущих народов - казахов, башкир, части народов Северного Кавказа, безусловно, болгар и венгров. Поэтому не удивительно, что найденным материалам уделяют пристальное внимание не только историки Урала, но и маститые учёные из Болгарии и Венгрии.Чем же интересен сам могильник? Здесь обнаруживаются явные следы населения, которое, безусловно, было связано со степью.
Находки синхронны материалу синеглазовского карьера, где была найдена знаменитая челябинская ткань. Между ними очень много схожего (есть вещи, которые изготавливались на одном и том же штампе). Скорее всего, это были пункты одного маршрута.
Найденное породило множество вопросов. Один из них - обряд трупосожжения. Как его объяснить? Так же, как и челябинские учёные, их венгерские коллеги были буквально озадачены этим.
Ритуал этот был распространён на территории степи периода западно-тюркского каганата, для которого это была фамильная знаковая черта.
В найденных материалах венгерские учёные находили аналогии - прикладывали вещи из своих альбомов и восторгались тому, как всё сходится: поясная гарнитура, височные украшения, мужская и женская уздечки, воинские подсумники - визитная карточка мадьяров.
Да, мадьярские параллели очень яркие, но, вероятно, пока не следует спешить с ответом: кто же здесь захоронен? По крайней мере, на территории Великой Венгрии таких артефактов встречается крайне мало.
Учёные считают, что они нашли осколки гигантского этнокультурного «котла», в котором происходила большая замесь народов, культур племён, разлетевшихся потом по всему европейскому степному миру. И то были представители рухнувшего западно-тюркского каганата, который заканчивает своё существование в VIII веке. И уже после этого началась великая миграция - на север, в Европу, в Поволжье, Приуралье, и стали формироваться будущие народы - ханты и манси, венгры, башкиры… И эти «осколки» оказались опредмеченными здесь, совсем рядом с нами, под современным Кунашаком!
С уверенностью пока можно сказать одно: это первый памятник на территории Челябинской области, который, безусловно, имеет яркие параллели с культурой дунайских мадьяров. И он обязательно войдёт во все мировые анналы как памятник, дающий мощный посыл к решению многих проблем Великой степи.