По сравнению с крохотным двухлетним Арсением, лошадь (белоснежный девятилетний мерин Сеня) кажется просто огромной. Головой Арсений лежит на лошадином крупе, заботливо покрытом весёленькой пелёнкой: малыш не может самостоятельно сидеть, не умеет ходить и переворачиваться: в 11 месяцев ему поставили диагноз ДЦП.
То, что нельзя сымитировать
Теперь Арсений проходит комплексную реабилитацию, в которую включена и иппотерапия - лечение с помощью лошадей. После восьми занятий мальчик, по словам мамы Ольги Сергеевны, стал гораздо активнее, начал лучше двигаться, и родные надеются, что скоро Арсений сможет ходить сам.
Иппотерапия - вещь почти волшебная, о ней знали ещё во времена Гиппократа. К сегодняшнему дню учёные разобрали методику буквально по винтикам и, в принципе, поняли, в чём суть её положительного воздействия на организм: сочетание повторяющихся разнонаправленных движений, глубокий массаж одновременно с прогреванием мышц (температура тела животного на полтора-два градуса выше человеческой), позитивный эмоциональный контакт с лошадью. Амплитуды движения животного и человека совпадают, ритм впечатывается в подсознание, и в результате многие дети, которые никогда не вставали на ножки, после курса занятий начинают ходить. Вроде бы, всё понятно: амплитуда, массаж, прогревание... Однако тренажёр, который смог бы сымитировать "натуральную" иппотерапию, до сих пор не создан.
Конноспортивный клуб "Белая лошадь" был открыт в Магнитогорске шесть лет назад, и теперь каждое лето около 40 больных ребятишек по направлению социально-реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями проходят здесь курс иппотерапии.
- В тёплое время года ежемесячно собираем две группы по 6-7 человек, - рассказывает организатор клуба, педагог-инструктор Оксана Борзило. - В основном, конечно, это дети с ДЦП, потому что именно для них занятия наиболее результативны. Однако мы берём ребят с любыми заболеваниями, потому что положительный эффект получает каждый. У кого-то прекращается слюнотечение, кто-то начинает самостоятельно сидеть и переворачиваться (а для мамы, которая три года каждую ночь встаёт, чтобы перевернуть ребёнка, это огромное облегчение), кто-то раньше кое-как ковылял, а теперь бегает. 14-летняя девочка после нескольких месяцев занятий начала делать самостоятельные шаги - представьте, какое это счастье для подростка, который всю жизнь провёл в коляске!
Спрос на чудо
Лечебная процедура длится от 5 минут (на первых занятиях ребёнок привыкает к лошади) до 25. Дети занимаются в разных позах: лёжа, сидя, на животе, головой к хвосту или к шее животного - всё зависит от особенности заболевания. Лечат ребятишек четыре лошади и один пони (он для тех, кто боится больших животных), которые работают по очереди. Кажется, что это нетрудно - спокойно наматывать круг за кругом то в одну, то в другую сторону. На самом деле животные очень устают, потому что отдают не столько физические силы, сколько свою положительную энергию, которая и дарит детям здоровье. Для иппотерапии лошадь подбирают спокойную и добронравную. Такая никогда не лягнет, не укусит, не мотнет головой. Ведь иной раз приходят дети с психическими заболеваниями, которые могут щипнуть, шлёпнуть лошадь, закричать на неё. Кстати, по этой причине животные подобраны разные по темпераменту: три лошадки абсолютные флегматики - для детей с ДЦП, а вот четвёртая порезвее - специально для детей с аутизмом. Их сначала учат держаться на лошади, а потом пускают вскачь. Дети визжат и смеются от счастья.
Спрос на чудо-лечение очень высок. Многие приходят не первый год, как, например, девятилетний Лёва Прейс. Его впервые даже не посадили - положили - на лошадку в полтора года: сидеть сам он не мог. Благодаря комплексу реабилитационных мер, к двум годам начал сидеть и ползать, в два с половиной года встал на ножки, а теперь без помощи взрослых может сделать целых десять шагов по комнате.
Отрицать несомненный эффект от лечения лошадьми было бы странно. Огорчают лишь проблемы с соседями - жильцами ближайших домов. Хотя упрёки в антисанитарии беспочвенны - и в конюшне, и на территории чисто, аккуратно, - постоянные проверки держат коллектив в напряжении и не дают нормально работать.
- Власти, вроде бы, хотят выделить нам какую-то землю, но где и кто будет строить конюшни? - печалится Оксана Александровна. - Обидно, что мы делаем важное дело, но вместо помощи получаем проблемы.