aif.ru counter
25

С первого паровоза

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 27/05/2009

В этом году Магнитогорску исполняется 80 лет. Совсем скоро будет отмечаться день рождения, его символом стал приезд первого поезда 30 июня 1929 года. И мало кто знает, что металлургический комбинат планировали построить около Челябинска. А город наш по одному проекту называли Магнитогорией, по другому - Магнитогорка...

Награда за спасение лома

Посмотреть на нашу руду приезжали многие: в 1849 году - англичане, в 1899 - экспедиция Дмитрия Менделеева. Было решено, что ключевым для использования горы Магнитной является строительство железной дороги. Учёный секретарь краеведческого музея Магнитогорска Виктор Котлов рассказывает, что в начале двадцатого века группа московских промышленников собиралась строить завод около горы Магнитной. Первая мировая война разрушила эти планы. А вот в первые годы советской власти была проведена большая исследовательская работа. И даже начато строительство железной дороги.

Сначала около горы Магнитной появился Магнитострой. Он занимался распределением и расселением рабочих. Строил кирпичный завод, бараки, электростанцию и, конечно, металлургический комбинат. На Магнитострое работал, кстати, и родственник Виктора Котлова - Константин Намёткин. Его история показательна для тех времён. 18-летнего Константина забрали из Костромской губернии вместо убитого отца. Парень уже был женат, имел дочь. Брак был церковным, так что советская власть его не признала и жена не попала в категорию ссыльных. Впрочем, она с дочерью вскоре приехала в Магнитогорск. В уже советском браке родились у них трое сыновей. Будущее детей фамилией ссыльного портить побоялись. Мальчишки стали Григорьевыми, по маме. Получили, между прочим, блестящее образование.

С 1929 по 1931 год на Магнитострое работало около миллиона артельщиков. Они приезжали, уезжали. За год состав обновлялся до четырёх раз. Более пятидесяти тысяч строителей были из переселенцев. Приезжали и комсомольцы-добровольцы. Молодёжь рвалась на стройку века. К примеру, строители Сталинградского тракторного потребовали, чтоб их отправили на Магнитострой. Директор не разрешил, и они написали Орджоникидзе телеграмму, что их директор - саботажник. Тогда директор принял решение их отпустить, но отобрал все орудия производства: ломы, лопаты. В те времена это было очень большим дефицитом. Первый награждённый магнитогорец получил орден за то, что кинулся в холодную ноябрьскую воду спасать лом.

Эпохальные события

В постановлении Совета народных комиссаров было сказано, что Магнитогорск - пролетарский город для исполнения всех нужд металлургического комбината. Так и было. Бараки строились около проходных. Хотя уже в тридцатые годы понимали, что это опасно. Но денег на строительство на правом берегу не было, а открыто говорить об этом не хотелось. Поэтому и появлялись такие фразы, как в журнале "Чёрная металлургия": "Троцкистские учёные-вредители говорили о том, что роза ветров в Магнитогорске дует на левый берег, поэтому надо жильё строить на правом берегу, но учёные-сталинцы выяснили, что роза ветров дует на правый берег, и жильё надо строить на левом берегу..."

Днём рождения металлургического комбината считается 1 февраля 1932 года, когда первая домна дала чугун. Перед войной комбинат был одним из крупнейших металлургических предприятий Европы. Он один давал стали больше, чем Италия, Чехословакия и Польша вместе взятые. Италия, кстати, тогда считалась великой державой.

За военное время комбинат удвоил свои мощности. В Магнитогорск тогда было эвакуировано 38 промышленных предприятий. Из них создавались новые: в апреле 1942 года появился метизный завод, в октябре - калибровочный. Мастерские по пошиву обуви и одежды война превратила в фабрики. Были расширены и многие другие виды промышленной деятельности.

В 60-70-е годы Магнитка поставляла народному хозяйству страны десятую часть металла, пятую часть метизных изделий. Продукция Магнитки уходила в десятки стран мира.

Магнитогорский "Прокатмонтаж" был задействован при строительстве Байконура. В городе и сейчас ещё живут люди, которые принимали участие в создании мостовых кранов и специальных резервуаров для космического горючего.

Во время перестройки многие предприятия потеряли былую мощь, некоторые и вовсе не смогли восстановиться. Тяжёлые времена переживает город и сейчас. Тем не менее в Магнитогорске строится уникальный стан "5000". Многие специалисты уверены, что и это событие станет эпохальным.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых