Примерное время чтения: 4 минуты
92

Режиссёр и его сказки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 11/02/2009

Маленький зал заполнен до отказа. Люди сидят не только на протертых диванчиках "Манекена", но и на ступеньках. В зале появляется стюардесса, в руках у неё поднос, заполненный карамельками. Мы в самолёте? Тогда откуда здесь четыре девушки, стирающие бельё? Где мы? Что творится вокруг?

Спектакль "Сказки женщин" вызывает у зрителей неоднозначные эмоции, поскольку ориентирован не столько на сюжет, сколько на чувства людей, пришедших в театр, на их ощущения. Но какими бы ни были эти ощущения, в конце спектакля становится ясным, что у всех женщин есть одна - самая главная сказка - чтобы их понимал сильный пол, чтобы у каждой из них было элементарное, но своё, личное женское счастье.

То, что эту женскую тему настолько проникновенно смог подать мужчина-режиссер, многих удивляет. Владимир Филонов в свою очередь рад, что хоть немного, но смог приблизиться к пониманию женщин.

- Владимир Федорович, как к вам пришла идея поставить спектакль про женщин? Почему не про мужчин, ведь у них тоже немало своих сказок?

- Просто в свое время драматургом М. Жикиной была написана пьеса "Сказки женщин", которая заканчивается сугубо женской фразой: "Нет, вам мужчинам нас женщин никогда не понять!" Мы подумали - а почему не понять - давайте попробуем разобраться. Про мужские истории мы уже не раз рассказывали. Например, у нас есть "Клиника", а этот спектакль в большей степени про мужчин, про некую подсознательную сторону сильного пола. Нам захотелось создать как бы вариант "Клиники", но женской.

- А когда идёт спектакль, вы находитесь в зале? Или стараетесь отстраниться?

- Сижу в зале. Отстраняться нельзя, ведь постоянно возникают какие-то свежие мысли, соображения. Новые постановки - это чаще всего спектакли с развивающейся драматургией. Поэтому сижу я в уголке и думаю, вот тут что-то добавить надо, здесь уточнить...

- А самому не хочется вновь выйти на сцену, вы же были актёром?

- Давно, давно, давно... Играл в спектакле по пьесе Б. Лугенева "Наш городок". Нет, сейчас уже не возникает желания выходить на сцену.

- Не так давно вы получили Гран-при на фестивале студенческих театров "Студенческая маска"...

- Нам в помощь там сыграло несколько факторов. Во-первых - зал, в котором мы работали, уникален. Это первый театр Анатолия Васильева, одного из лучших российских режиссеров. Там царит аура пронзительных, очень тонких спектаклей. Во вторых, у наших ребят был настрой не рядовой - фестивальный. И, в-третьих, сама публика была фестивальной, а у неё как правило восприятие более цельное.

- Вас расстраивает, когда зритель во время спектакля вдруг выходит из зала?

- Не расстраивает, я прекрасно понимаю, что сколько людей - столько мнений, сколько зрителей - столько может быть и оценок.

- В "Манекене" ежегодно проходит набор в труппу. Каким критериям должен соответствовать человек, чтобы вы его взяли?

- Критерия два. Первый - его человеческие качества: открытость, интересность... И второй - наличие специфических актерских способностей. Пусть они будут только в зачатке, но будут.

- Говорят, что в каждом театре есть приметы, на которые обращают внимание перед началом спектакля. А у вас есть?

- Есть, конечно. Например, есть своеобразный ритуал, когда мы все вместе собираемся перед каждым спектаклем и какие-то свои заклинания говорим. Это, кстати, очень рациональные заклинания - они объединяют. Что ещё? Обязательно перед спектаклем надо постучать по дереву, если дерева нет, то стучат по голове режиссера (смеется).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно