17 апреля 2008 года исполнилось 100 лет со дня рождения основоположника новой науки - инженерной гляциологии, большого знатока изобразительного искусства Генриха Фердинандовича Оттена. С 1942 года до своей смерти в 2004 году он жил и работал в Челябинске.
Россия всегда была щедра на ученых, инженеров, художников, мастеров. Понятие "русский ученый" не есть определение этнической принадлежности. Многонациональная техническая и культурная элита - достояние и гордость Российской империи, Советского Союза, новой России. Генрих Фердинандович Оттен - как раз один из самых ярких представителей российской культурной элиты. Потомку славных родов Эйлеров и Струве выпала непростая доля жить на трагических изломах отечественной истории. Волею судеб, связав свою жизнь с Южным Уралом, Генрих Фердинандович в то же время был и остается фигурой общенационального значения.
Судьба человека
В 1932 году Генриха Оттена после окончания Закавказского инженерно-мелиоративного института приняли научным сотрудником в Закавказский НИИ сооружений.
Этот НИИ тогда вел исследования по "Кавтранспроекту" - знаменитой Транскавказской железной дороге, затеянной еще во времена Александра II. Оттена в числе других добровольцев отправили на исследования лавиноопасных горных участков. Именно тогда вместе с двумя друзьями-сослуживцами, Г.Т. Саатчяном и А.Г. Гоффом, Генрих заложил основы новой науки - инженерной гляциологии, лавиноведения. Сегодня без этой науки о лавинах невозможно представить себе жизнь людей в условиях учащающихся природных и техногенных катастроф. В 30-х же годах на это обращалось минимум внимания.
Но 5 декабря 1935 года две снежные лавины с горы Юкспор обрушились на жилые дома в поселке Кукисвумчорр. 89 человек погибли, 42 были ранены. Была создана правительственная комиссия, проведено расследование. В городе Кировске собрали на конференцию авторитетнейших ученых со всего СССР. И тут выяснилось, что специалистов по лавинам в стране просто нет, кроме энергичной молодой троицы: Оттен, Саатчян и Гофф, которые и стали зачинателями новой науки.
В СССР в связи с началом Великой Отечественной войны обозначили "пятую колонну" - немцев... В результате в октябре 1941 года Генриха уволили с работы и выслали под Ташкент. А по зиме всех мужчин погрузили в теплушки и две недели везли неведомо куда. 21 февраля приехали: Челябинск, хутор Миасский, Мельничный тупик. Завели в нетопленую баню, выдали по шайке горячей воды, на одну голову - одна ложка зеленого мыла.
После привели в 7-й лагерь, который располагался вблизи от нынешней доменной проходной ЧМК. В две промерзлые землянки на 80 человек каждая разместили 200 человек, вповалку, на сплошных двухъярусных нарах. Спали, кутаясь во весь свой нехитрый скарб. Месяцами не то что не меняли белье - не мылись... Первым делом "трудмобилизованные" немцы (официально их заключенными не называли) строили для самих себя лагерь: вначале натягивали колючую проволоку, а уже потом - бараки, землянки, кухни.
Зима 1942 года выдалась на редкость холодной - до 40 градусов мороза, а Генрих одет по-южному - в ботиночках, кепочке. Какое-то подобие теплой одежды выдали лишь через месяц, в самый разгул морозов. Замерзший мокрый хлеб рубили топором. Основной рацион - щи из гнилых капустных листьев, приправленные замерзшей кровью со скотобоен. Всю зиму умерших ссыльных складывали штабелями где-то за нынешним Коксохимом. Весной взрывники сделали яму, побросали туда трупы и зарыли.
По окончании войны труд-армию расформировали, но немцам уехать не разрешили. Но зато позволили приехать в Челябинск их семьям. Генрих наконец-то встретился с любимой женой Надеждой Васильевной и сыном Борисом. Через год родился Василий. Так Челябинск стал для Генриха Оттена новой родиной. А "Челябметаллургстрой" - единственным местом работы вплоть до выхода на пенсию в 1967 году. Основатель новой, столь нужной людям науки оказался отлучен от дела жизни. Лавиноведение стало для него просто хобби. Но научные исследования продолжили новые сподвижники, ученые и практики. Инженерная гляциология развивалась.
Семейные реликвии
Еще до войны семья Оттена собрала в Тбилиси бесценную библиотеку, в том числе и полное собрание русской и немецкой классики. Однако библиотека была обменена на жизнь: в голодные военные годы книги менялись на еду. Сохранилось только две - том трагедий Шекспира и "Беседы с Ренуаром" Воллара... Библиотеку уже в Челябинске с нуля, книгу за книгой семья собрала заново. Началось уникальное собрание по изобразительному искусству с альбома "Третьяковская галерея", купленного за 80 рублей. Уже в конце XX века к семейной библиотеке Оттенов, состоящей из полутора тысяч томов, не раз обращались искусствоведы - библиотека стала научной ценностью.
Кстати, Надежда Василь-евна привезла из Тбилиси в Челябинск и бережно сохраненную коллекцию европейской классической гравюры XVI-XIX веков, собранную еще дедом, Генрихом Струве. Эта коллекция - целостное собрание 78 гравированных портретов знаменитых ученых, среди которых Исаак Ньютон, Рене Декарт, Джон Дальтон, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Агриппа Неттесгеймский, Фрэнсис Бэкон, Джеймс Уатт, Эразм Роттердамский... Некоторые гравюры просто уникальны: например, подлинный раритет - портрет Парацельса работы Питера ван Зомпеля, гравированный с оригинала великого Рубенса. Редчайшая гравюра, которой нет даже в собрании Государственного Эрмитажа. Уникальность коллекции - в ее тематичности, это редкая особенность художественных собраний, не только российских, но и мировых. Что и подтвердили московские эксперты Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, где коллекция в данный момент находится на реставрации.
Еще в конце 2006 года семья приняла достаточно непростое для себя решение - в память о выдающемся деде превратить семейную реликвию, "Коллекцию Струве-Оттена", - в национальную. Затея представлялась весьма трудоемкой, ибо требовались тщательная реставрация всех 78 гравюр, их достойное оформление, экспертиза, создание особых альбомов-хранилищ, фотосъемка и целый комплекс юридических, организационных и исследовательских мероприятий. Работа с коллекцией началась не с нуля. За дело взялись специалисты издательской группы "РИГ ПЕРСОНА", установившие партнерские отношения с Центром академика Грабаря и с другими ведущими профильными организациями. Были спроектированы и созданы паспарту из лучшего музейного картона, специально привезенного из Англии. Созданы 4 уникальных альбома-хранилища в стиле XVIII века из специально выделанной телячьей кожи "Мадрас-Антик" краснодубого дубления, тисненные вручную натуральным 24-каратным золотом. Альбомы изготавливались по методике так называемого французского переплета - вершины книжного искусства. К слову сказать, лишь несколько стран в мире владеют искусством и технологиями французского переплета. Дело в том, что сама эта методика предполагает наличие в стране развитой технологической и культурной инфраструктуры, включая полиграфическую, химическую, металлообрабатывающую и многие другие. Так же примерно производство ядерного оружия или космических кораблей возможно только в очень развитых странах...
Сохранить и пронести сквозь все лихолетья, выпавшие на долю семьи, коллекцию мирового значения - еще одно дело жизни и еще один подвиг семьи Оттенов. Подвиг во имя России.
Справка
По линии матери Генрих Оттен - потомок Леонарда Эйлера (1707-1783), гениального математика, академика Берлинской и Петербургской академий наук, автора более 800 научных работ. Прадедом Генриха Фердинандовича был крупный астроном, основавший Пулковскую обсерваторию, Василий Яковлевич Струве (1793-1864). Его сын, Генрих Васильевич Струве (1822-1908), известный ученый-химик Петербургской АН, женился на правнучке Эйлера Паулине Фусс. Одна из их дочерей впоследствии вышла замуж за Фердинанда Оттена, фармацевта и химика. У них было 12 детей, младший - Генрих XII, так его прозвали в семье, - герой нашего материала.
Кстати
В 1942 году на строительство металлургического завода в Челябинске (Челябметаллургстрой НКВД СССР) были присланы 34 446 немцев. В том же году 2727 из них погибли.