Челябинск расположен далеко от моря, зато пятый океан планеты парит и над Южным Уралом. Для мальчика Толи небо и бороздящие его воздушные корабли стали чем-то большим, нежели детским впечатлением, они сделали его чемпионом мира. Вот только за штурвал самолета он ни разу не сел.
Сейчас Анатолий Караваев занимает пост заместителя председателя федерации авиа- и судомодельного спорта Челябинской области. Впрочем, куда больше он знаменит как один из отцов-основателей модельного спорта.
Самолет из рогатки
Началось всё почти как в фильме о детстве. Толя, разинув рот, следил за каждым пролетающим самолетом - тогда их было не так много над Челябинском, а вертолет и вовсе был диковинкой. Наконец в 3 классе Толя решил сам сделать модель самолета - с резиномотором. Звучит внушительно, но на самом деле мотор был построен по принципу рогатки или, скорее, катапульты.
- Очень помогали специальные журналы - "Юный техник", "Крылья Родины", - вспоминает Анатолий Александрович. - А когда в кружок начал ходить, подсказывали педагоги, старшие товарищи. Сложнее было с материалами. В магазинах продавали набор, как мы их называли, "полуфабрикатов" - реечки там, прочее, но мы предпочитали выпиливать всё своими руками. И педагоги нам вдалбливали: руки голову развивают. Торчал над чертежами сутки напролет, даже в ущерб школе. Это сейчас пацанов в такой кружок палкой не загонишь, а тогда мы с утра до ночи модели до ума доводили.
Настоящей любовью для Толи стали кордовые модели - те, которые летали по кругу, удерживаемые тросом. Это только кажется, что достаточно удерживать модель в воздухе, на самом же деле на соревнованиях от участников требуется даже продемонстрировать фигуры высшего пилотажа. На своих первых соревнованиях в Оренбурге в 1965 году Толя поднялся на второе место, а команда Челябинской области тогда впервые заняла первое место. А в 26 лет Анатолий Караваев стал уже мастером спорта.
Затем пришла очередь моделей судов. Смена интереса получилась вынужденной - в СССР производили не так много двигателей для авиамоделей, а импортные стоили дорого. Для моделей же судов требовались не столь мощные моторчики, хотя условия для испытаний оказались более сложными - надо установить стояк, вокруг которого будет двигаться модель, определить глубину водоема, да и сам водоем подыскать непросто. Интересно, что в нашей области Челябинск считался центром авиамодельного спорта, а Магнитогорск - судомодельного. Существовала и определенная градация среди самих спортсменов - почему-то те, кто строил модели самолетов, свысока смотрели на тех, кто отдал свое сердце кораблям.
- Ну, это, конечно, не всерьез было, так, на уровне эмоций, каких-то нюансов, - смеется Анатолий Караваев. - На первые соревнования в Муром я поехал с глиссером. Задание было сложное - касаться воды не меньше двух раз за круг. Но справился. Вы знаете, что такая маленькая модель может развивать скорость до 300 километров в час? Потом было множество других соревнований. Иногда, каюсь, приходилось даже липовые больничные оформлять, чтобы поехать на очередные состязания.
С недавних пор на соревнования Анатолий Караваев ездит вместе с дочерью Анной, которая уже завоевала титул чемпиона Европы. Дело это, конечно, недешевое. Однажды с поездкой на соревнования Караваеву помог наш известный земляк, скульптор Митрошин.
Маневры в карьере
Словом, с соревнованиями всё хорошо, а вот с тем, чтобы передать свое увлечение прочим мальчишкам и девчонкам, куда хуже. Фраза про то, что нынешних ребят в кружок палкой не загонишь, оказалась не случайной.
А ведь когда-то Челябинская область по техническому творчеству была ведущей в СССР - из пяти лучших клубов два приходились на Челябинск.
В 1994 году клуб, где преподавал Анатолий Караваев, закрылся, хотя тянул это дело Анатолий Александрович изо всех сил - был и за педагога, и за уборщика, и за сторожа. С тех пор уроки проводятся лишь эпизодически в рамках областной федерации.
И хотя интерес к моделированию сегодня действительно не сравнить с тем, что был в советское время, показательные выступления собирают огромное количество зрителей, среди которых преобладают мальчишки. Как, к примеру, на соревнованиях, которые состоялись в Челябинске прошлым летом на карьерах в парке Гагарина. Водную гладь рассекали двухметровые модели крейсеров и даже подводных лодок, которые, как настоящие, могли погружаться и выпускать ракеты, - это действо вызывало у публики бурю аплодисментов. Правда, один из крейсеров набрался воды и пошел ко дну. К счастью, у Анатолия Александровича была маска для ныряния, а рядом оказался мастер по подводному плаванию - в общем, достали горе-корабль.
- Жалко, что сейчас ребята всё чаще ограничиваются ролью зрителей, - вздыхает Анатолий Караваев. - Хотя... Может, кто-нибудь, после того как посмотрит в небо, решит в конце концов построить самолет или корабль своими руками?