Если вы слышали о том, что автомобиль можно приобрести не в кредит, а в лизинг, то знайте, что этот финансовый продукт не так прост, как говорят о нем менеджеры лизинговых компаний.
В чем "козыри"?
В словаре банковских терминов лизинг - это долгосрочная аренда оборудования, транспорта и производственных сооружений, с возможностью их выкупа арендатором. Проще говоря, вы арендуете у лизинговой компании грузовик и ежемесячно платите фирме-лизингодателю сумму, оговоренную в контракте. "Взносами" вы постепенно выкупаете авто, которое, кстати, до окончания арендного срока вам не принадлежит. После, оформив договор купли-продажи, вы приобретаете машину по остаточной стоимости. Главным плюсом лизинга будет то, что юридическое лицо, воспользовавшись этой схемой, снижает размер налога на добавленную стоимость и уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В результате общая сумма выплат по лизингу окажется меньше, чем по кредиту. Всё предельно понятно.
Совсем другое дело - лизинг для индивидуальных предпринимателей, работающих по "упрощенке", без НДС. Выгодно ли им брать авто в лизинг, если они не смогут воспользоваться козырным плюсом этого финансового продукта - налоговыми льготами?
Фургон с компенсацией
Выгодно! - отвечают во многих челябинских лизинговых компаниях. Иначе как объяснить тот факт, что с каждым годом всё больше южноуральских частников, в том числе и работающих без НДС, покупает машину в лизинг? По признанию менеджеров по работе с клиентами, авто берут даже оптом - по три-четыре штуки за один визит к лизингодателю.
- Южноуральские предприниматели больше покупают малогабаритные грузовики и фургоны, - делится наблюдениями Татьяна Муравьева, заместитель директора челябинского филиала ЗАО "Клиентская лизинговая компания". - В ходу также тягачи с полуприцепами и самосвалы. Часто заказывают и легковушки - иномарки представительского класса для себя, любимого, и всякие разные - в таксопарки.
Некоторые предприниматели, как нам рассказали в мин-экономразвития Челябинской области, получают госкомпенсации по лизинговым выплатам. Но на всё подряд деньги из регионального бюджета не дают. Рассчитывать на компенсацию можно, только если вы заказываете в лизинг настоящую "рабочую лошадку" вроде самосвала или тягача. А вот легковые "Мерседес" или "Бентли" придется выкупать у лизингодателя на свои кровные.
Вообще, в лизинговой схеме выбор марки автомобиля остается за вами, чего не скажешь о выборе поставщика. Почти во всех компаниях выставляют условия: поставщик не может быть частным лицом. И вообще, советуют они, лучше покупать авто у официального дилера или в салоне с хорошей репутацией. Это, конечно, не означает, что лизингодатель не станет иметь дело с указанным вами, но малоизвестным автопродавцом. Просто добавится работы его службе безопасности, которая всегда проверяет незнакомых поставщиков. Некоторые лизинговые компании не боятся рисковать и по просьбе клиента покупают машины у простых граждан. С продавцами без статуса юрлица, или "физиками", как их называют кредиторы, ряд челябинских лизинговых компаний работает достаточно активно.
- Мы, например, не отказываем клиенту, который хочет купить автомобиль у частника, - комментирует Ирина Витова, начальник отдела менеджеров лизинговых операций компании "ЧелИндЛизинг".
Рискуют все!
Но вернемся к главному спорному вопросу автолизинга. Охотно ли лизингодатели сотрудничают с ИП?
- С ними мы работаем при условии поручительства юрлица, - говорит Михаил Свитнев, менеджер по проектам ЗАО "РГ Лизинг". - Иначе риск слишком велик. Понимаете, у наших ИП не всё всегда гладко с легализацией доходов. Так что верно оценить финансовый потенциал покупателя бывает непросто.
Другие компании, как, к примеру, "Лизинг-Он-Лайн" и "Клиентская лизинговая компания", всё же рискуют. Последняя, правда, работает с сидящими на упрощенке предпринимателями на более жестких условиях, чем с юрлицами, увеличивая для них размер аванса (с 10 до 30%) и сокращая сроки аренды автомобиля (с четырех до трех лет). Без опаски частникам отдают машины в компании "ЧелИндЛизинг" - по специальной схеме, разработанной для предпринимателей, работающих без НДС. По словам Ирины Витовой, количество таких сделок, особенно на легковушки, с каждым годом растет.
И неважно, что в некоторых компаниях говорят, что лизинг без реализации права на налоговые льготы - это лишь очередная маркетинговая уловка. Так или иначе лизинг авто всё же завоевывает популярность среди южноуральцев. Возможно, хотя бы потому, что банк при выдаче автокредита дольше и тщательнее проверяет кредитное прошлое и финансовое обеспечение клиента, нередко затягивая с решением, отказать или нет. А бизнес, как известно, не терпит проволочек.