Примерное время чтения: 7 минут
80

Александр Войтович: "Чем богаче регион, тем больше воруют"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 10/10/2007

На Южном Урале он живет лишь третий год, однако его имя известно многим. Его уважают, к его мнению прислушиваются, на его помощь надеются и его, наконец, даже боятся.

Прокурор Челябинской области Александр ВОЙТОВИЧ с момента своего перевода с Камчатки сразу же оказался в центре внимания и с той поры не утратил своего статуса одного из наиболее авторитетных государственных служащих. Громкие антикоррупционные дела высокопоставленных чиновников. Борьба с незаконной застройкой озер - памятников природы. Противодействие нарушениям Градостроительного кодекса. Везде прокуратура области сыграла самую значимую роль.

В СИЗО на экскурсию!

- Как известно, структура прокуратуры подверглась серьезной реформе - был выделен следственный комитет. На ваш взгляд специалиста, такой шаг принесет нужный эффект?

- Время покажет. Мы в данном вопросе последовали рекомендации Евросоюза и США, где подобное деление тоже есть. Всё-таки разделить полномочия надо было, нельзя было держать всё в одних руках, как прежде. Такой гигантской прокуратуры, как в России, нигде в мире не было - я об этом даже кандидатскую писал. Сейчас следствие мне по сути не подотчетно - только Москве. Хотя круг полномочий всё равно остался довольно большой.

- Реформа не сказалась на работе? Всё-таки произошли существенные перестановки, даже чисто технического свойства...

- Ни в коей мере. Челябинскую область, кстати, отметили как один из тех регионов, где реформа прошла наиболее успешно, слаженно, в кратчайшие сроки. Есть, конечно, определенные трудности материально-технического обеспечения. Транспорта, например, не хватает, а мотаться по области ребятам из следственного комитета придется много.

- Уровень развития региона влияет на уровень коррупции? Можно ли сказать, что в развитом промышленном регионе, каким является Челябинская область, такой уровень будет заведомо выше, чем, скажем, во Владимирской или Костромской?

- Безусловно, связь есть. Чем богаче регион, тем больше воруют. К примеру, на Камчатке 60% бюджета составляют федеральные дотации, всё идет через казначейство, а значит, большую часть финансовых потоков можно отследить. В Челябинской области, как понимаете, ситуация совсем другая. И зарятся не только на заводы. Сейчас особенно острая ситуация складывается вокруг земельных участков, незаконной застройки.

- Общественная палата не так давно обратилась в прокуратуру, желая обратить ваше внимание на застройку у Шершней, которую ведет агентство ипотечного жилищного кредитования. Там действительно идет незаконная застройка?

- Есть ряд исков. Пока ждем решения суда, который только и может определить, законная там идет застройка или нет. Если нарушения будут доказаны, постройки будут снесены. Это касается не только Шершней, но и построек по берегам других озер - Увильдов, Кисегача. Мы проводим сейчас проверку по всем фактам. При этом тесно взаимодействуем как с Общественной палатой, так и с областным правительством. Хотя должен сказать, что иной раз незаконность постройки, так сказать, вынужденная - из-за родного нашего бюрократизма. Ведь до 40 согласований нужно собрать!

- То есть иногда можно даже оправдать тех, кто идет на нарушение закона?

- Ну нет, конечно! Наказывать надо строго. В Агаповском районе мы почти всё руководство посадили. Вплоть до начальников земельных комитетов и архитекторов. Брали взятки за участки вдоль реки Урал. Там Магнитогорск рядом, местная курортная зона, так что застройка идет бойко. В Карабаше тоже пришлось наводить порядок. Сам я вовсе не противник коттеджного строительства, наоборот, горячий сторонник! Пусть строят, но по закону!

Я сам хотел бы в частном доме жить, потому как мужик деревенский. Но увы. Пока не получается. Представляете, что будет, если я сейчас, к примеру, в Агаповском районе захочу домик прикупить! (смеется - прим. авт.)

- Давно мечтаете о своем доме?

- Да, признаться. Вообще, считаю, что, если бы в свое время советская власть не жадничала, а предоставляла бы гражданам участки нормального размера и возможность строить дома без ограничения в этажности, жилищную проблему мы бы давно решили. Сам при Андропове участвовал в кампании по контролю за размерами участков - стыдно до сих пор. Но, повторяю, при застройке надо закон соблюдать не только ради него самого, но и ради будущих наших потомков. Здесь ведь налицо и экологический аспект. Когда я три года назад приехал на Южный Урал и мне показали Увильды, то был просто потрясен чистотой воды. А сейчас теряем озеро. И будет у нас вода как в Екатеринбурге. Я там однажды остановился в гостинице, принял душ, а зубы, слава богу, водой из бутылки почистил. Ох!.. С нашей водой никакого сравнения! Готов был пешком в Челябинск уйти.

- Какие следующие антикоррупционные дела на очереди? Можете назвать фамилии?

- Идет повседневная работа совместно с ФСБ и МВД. Фамилии есть, но называть их пока не буду. Пусть люди спят спокойно. Пока. Хотя любят у нас чиновники наступать на одни и те же грабли. Я давно предлагаю нашему губернатору организовать для чиновников экскурсии в СИЗО - пусть посмотрят, пообщаются с Григориади, другими, проникнутся атмосферой... Может быть, поможет. Вред государству коррупция приносит огромный. Когда какой-нибудь трудяга слышит о размерах взяток и счетов иных чиновников, он перестает верить собственному государству, вот что страшно! Помню, в СССР за хищения более 10 тысяч рублей полагалась смертная казнь. Хороший был закон...

Белоруссия нам не пример

- Вы упомянули, что давно мечтали о своем сельском доме. Сказываются воспоминания детства? Или самый хороший отдых после такой тяжелой работы ассоциируется с садом?

- Я до 17 лет жил в деревне. Но при этом у меня никогда не было своего сада. А сейчас так к земле потянуло!.. Возраст, наверное, сказывается. Но только возиться с коровами и свиньями не хочу - в детстве хватило. Одного сада достаточно.

- А пока сада нет, где отдыхаете?

- В минувший отпуск в Ялту съездил со всем семейством, включая жену, невестку, внука. Всё там понравилось, но застройка вдоль берега еще более варварская, чем у нас. Кроме того, каждый год заезжаю к родным в Белоруссию.

- Это образец успешной борьбы с коррупцией, как вам кажется?

- Трудно сказать. Я плохо знаком с тамошней внутренней обстановкой, с законами, тонкостями политической ситуации. Так-то социализм там до сих пор сохраняется. Дороги хорошие. Минск очень красивый город, ухоженный. Люди обеспечены относительно неплохо. У моей мамы, которая там живет, пенсия практически такая же, как в России. Но сравнивать всё-таки Россию и Белоруссию нельзя - слишком разные страны.

- В Ялту или Белоруссию каждый раз набраться сил не выберешься...

- Я же охотник! На охоту регулярно выбираюсь. Этим я еще на Камчатке увлекся. К примеру, на этот сезон приобрел лицензии на косулю, кабана, на медведя. Своя компания дружеская есть. Видите, опять меня на природу потянуло... Что поделать, мне, кстати, ваш Урал сразу понравился. Наверное, поэтому меня так и экология беспокоит. Места, конечно, красивейшие! Не хуже камчатских. "Маяк", правда, тут кое-где отметился... Поэтому главное - сохранить то, что еще остается. Это тоже дело государства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно