Примерное время чтения: 6 минут
49

Охота на лихачей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 18/07/2007

Отныне штрафы на южноуральских дорогах измеряются не в МРОТ, а в рублевом эквиваленте. Минимальная сумма штрафа выросла вдвое, с 50 до 100 рублей - с 8 июля вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях. Этот факт и стал поводом для репортажа о работе ГАИ Челябинской области.

Невидимый патруль

Выходя на задание, я представляла машину с мигалкой, инспектора с жезлом. Каково же было мое удивление, когда передо мной остановилась самая обычная серебристая "десятка". В ней меня действительно дожидались два сотрудника ГИБДД. Едва я закрыла дверь, как в машине поднялись тонированные стекла.

"Это для маскировки", - пояснил еще незнакомый мне джентльмен в форме. "Сегодня мы покажем вам, как работает скрытый патруль", - сказал его напарник тоном, обещающим немало приключений. Экипаж, как выяснилось позже, мне достался не самый обычный, да и день выдался не из простых.

Уже четвертый год в областном ГАИ действует специализированный батальон, который в отличие от всех остальных не имеет четко определенной контролируемой территории. Его сотрудники работают там, где аварийность особенно высока, будь то Магнитогорск, Златоуст или окрестности областного центра. Помимо привычных машин с опознавательными знаками, есть в батальоне и пара авто, замаскированных под "лошадки" рядовых граждан. Ничем не отличающиеся внешне машины внутри буквально нашпигованы современной техникой: ноутбук с базой данных нарушителей, алкометр, штатная видеокамера, радар нового поколения в дополнение к уже привычной радиосвязи и жезлам с подсветкой.

Знакомимся под шуршание радиосвязи. Евгений и Вячеслав в ГАИ работают не первый год и точно знают, что нарушителям сегодня не повезет:

- За годы работы случалось многое. Нам приходилось сталкиваться и с пьяными докторами, которые грозились зарезать при случае скальпелем, и с родственниками первых лиц области. И даже коллег своих штрафовать приходилось.

Как будто специально торопясь проиллюстрировать сказанное, в боковом зеркале появляется черная "Ауди", решившая сократить путь до перекрестка по встречной полосе. В мгновение ока в руках Евгения оказывается видеокамера, к всеобщему удивлению водителей, на крыше серебристой "десятки" появляется милицейская мигалка, и Вячеслав уже спешит нарушителю наперерез. В ответ на официальное приветствие сотрудника ГИБДД дама с пассажирского сиденья тоже протягивает удостоверение сотрудника милиции. Однако от наказания оно не спасает - нарушитель ставит подпись в протоколе, прощаясь со своими правами.

Джигит на джипе

Историй, которые становятся основой сценариев для фильмов про "ментов", у этого экипажа хватает, причем они не всегда связаны с поимкой хулиганов на дорогах:

- Одно из последних наших задержаний было в трамвае. Едем по городу, на остановке женщина машет нам руками, чтобы остановились. Оказалось, у нее в трамвае только что порезали сумку, вытащили кошелек, грабителей она заметила. Сажаем женщину на борт, догоняем трамвай. Прошу водителя открыть только одну дверь для досмотра. Пострадавшая быстро указала на своих обидчиков. За время движения трамвая жертв воров прибавилось. Чужие кошельки и сотовые у карманников были изъяты, нарушители спокойствия доставлены для разбирательства в местное РОВД.

Еще пара минут, и мы уже движемся в потоке по трассе Челябинск - Екатеринбург. Пункт правил, которым отважился пренебречь следующий нарушитель, определен прибором "Визир" - грубое несоблюдение скоростного режима. В отличие от радара старого образца, "Визир" действует безапелляционно. Его особенность в том, что он способен замерять скорость как движущейся патрульной машины, так и машин в обоих направлениях в потоке рядом. Видеосъемка в приборе срабатывает только в том случае, если наблюдаемый автомобиль развивает скорость свыше установленного на "Визире" предела.

- Что-то нет сегодня отважных "джигитов", - с некоторой досадой, глядя на прибор, произносит Вячеслав.

Замеряем скорость одного, второго, третьего - попутных и встречных, наконец "Визир" "заговорил". Черный джип уверенно приближается и набирает обороты. Нашу "десятку" он обходит, что называется, "как стоящую". Евгению приходится добавить газу, чтобы нарушитель не скрылся из виду. Прибор действует в радиусе 400 метров. Вячеслав вслух отсчитывает всё нарастающую скорость нарушителя: 130, 140, 150, 151, 152... 153 км/ч. Водитель джипа обращает внимание на "десятку", только когда на ее крыше появляется синий маячок. Явно не ожидав такого развития событий, сбрасывает скорость и прижимается к обочине. За рулем генеральный директор одной из челябинских фирм. Он долго сокрушается, что всему виной пятница 13-е, и сам не может поверить в собственную скорость, уверяет, что не лихач - и снова лишение водительских прав.

Чтобы отдохнуть от погони, даем "Визиру" поработать в режиме покоя. Оставшись на обочине, выставляем прибор на крышу и просто ждем очередного сигнала.

За время нашего патрулирования нарушительниц женского пола двое. Одна из них была в положении и по рассеянности забыла дома техпаспорт. Дождавшись мужа с документами, обошлись внушением, чтобы не волновать будущую маму. К вечеру пачку из 10 протоколов с мужскими фамилиями таки разбавила еще одна женская - парикмахер салона красоты слишком спешила домой.

К изменению штрафов большинство водителей относится скорее с азартом, чем с негодованием, ведь то, что полосатый жезл укажет именно в твою сторону, кажется случайностью, которой надеешься избежать.

Комментарий

Андрей Смирнов, старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД ГУВД Челябинской области:

- Изменения, которые коснулись штрафов за нарушение правил дорожного движения и вступили в силу 8 июля, мало повлияли на аварийную ситуацию на дорогах. Куда больше слухов и мнений рождает закон, проект которого прошел второе чтение в Государственной Думе. Согласно этому проекту, минимальный штраф будет составлять не 50 и не 100 рублей, а все 300. Так, за непристегнутый ремень безопасности, согласно проекту, штраф может составить 500 рублей, а проезд на красный свет светофора - 700. Впервые предусмотрен штраф за использование сотового телефона во время движения. Особо разговорчивым придется раскошелиться на 300 рублей.

Пока автолюбители обсуждают возможные штрафы, сотрудники ГИБДД следят за развитием другого не менее интересного вопроса. Впервые в России рассматривается возможность убрать с дорог сотрудников ГИБДД как человеческий фактор и освоить видеофиксацию как основу для выписки протоколов и постановлений. В этом случае сотрудникам ГИБДД не придется дежурить на обочинах, но объем административной практики и выписанных штрафов наверняка станет больше. Однако до сих пор остается неясной конечная редакция закона и точная дата вступления в силу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно