Для кого-то каникулы, для кого-то учебный год в разгаре. Приемные комиссии некоторых южноуральских вузов продолжают выслушивать взволнованные ответы абитуриентов. И многие эти ответы звучат с явным акцентом.
По данным министерства образования Челябинской области, в 2007-2008 учебном году за парты сядет 2833 иностранных студента. Это на 20 человек меньше, чем в предыдущем сезоне, причем сократилось число учащихся из стран дальнего зарубежья.
Темнокожий диплом
Как нам объяснили в министерстве образования области, основной процент заморских студентов на Южном Урале составляют китайцы и вьетнамцы. Это, как правило, дети гастарбайтеров, приехавших сюда в поисках лучшей доли. После принятия небезызвестного закона многим китайским родителям пришлось покинуть насиженные места. Естественно, за ними уехали их дети-студенты.
Иностранцев принимают практически все государственные вузы Челябинска. Так, например, год назад два аспиранта из Эфиопии закончили учебу на энергетическом и металлургическом факультетах ЮУрГУ. По словам педагогов, эти рослые сообразительные парни в первое время совсем растерялись. Повышенное внимание не привыкших к темнокожим гостям южноуральцев так смущало студентов, что они боялись лишний раз ходить в магазин. Позже студенты столкнулись с новой проблемой - уральской зимой.
- Ребята частенько заходили к нам воспользоваться Интернетом, отправить почту, - вспоминает начальник отдела международных связей ЮУрГУ Сергей Морозов. - Однажды, в один из самых холодных дней, пришли буквально с замерзшими слезами на глазах. Мы их спрашиваем, мол, чего ж вы так легко одеты. А они отвечают: дома одежды теплее не бывает, а здесь купить - денег нет. Аспирантская стипендия - тысяча рублей, а на работу по студенческой визе не берут. В итоге мы их утеплили из внебюджетных университетских средств.
Не меньше пугает приезжих и российское лето.
- Когда в первый раз в мае пошел снег, мои студенты из Турции вытаращились в окно, потом на меня и робко спросили: "А лето будет?" - рассказывает Наталья, преподаватель отделения "Русский язык как иностранный" ЧГПУ. - Я ребят заверила, что это для наших широт явление нормальное, и лето ни в коем случае не исключающее. Когда снег пошел во второй раз, ребята посмотрели в окно уже скорее обреченно и ни о чем не спросили.
Муму на ужин
С изучением русского языка и прочих наук трудностей у турецких студентов возникает гораздо меньше, чем у китайских. Последних русская грамматика просто вводит в ступор. Да и не только грамматика. Трудности возникают и во время изучения классической литературы. По педуниверситету ходит байка, что китайские студенты никак не могли взять в толк, зачем Герасим Муму утопил. "Ведь можно было съесть!" - искренне возмущались ребята.
Студенты из Америки и стран Западной Европы приезжают на Южный Урал значительно реже. В отличие от своих менее обеспеченных восточных коллег они оседают в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Однако и на нашу долю выпадают заезжие французы. Приезжают они сюда в основном на языковую практику.
За годы работы педагоги сделали вывод: студенты во всех странах одинаковы. Успехи делают те, кто учится осознанно. А те, кого за парту запихнули родители, частенько проваливают экзамен.
- В силу объективных причин таких студентов больше всего среди китайцев, - признаются педагоги. - Кстати, они себя очень жалеют. Китайский студент может встать посреди урока, заявить, что он устал - и собрать портфельчик.
Кстати
Средняя стоимость года обучения для иностранцев в челябинских вузах - 30 тысяч рублей. Студенты, прошедшие курс русского языка, либо растворяются на различных факультетах, вливаясь в общие группы, либо возвращаются домой для работы - чаще всего переводчиками или преподавателями.