В этом году жители Ашинского района вновь вспоминают страшную весну 2002 года. Потому что вода опять вернулась в Ашу - правда, не сшибла ворота кулаком, как тогда, а лишь постучала, но крепко - река Сим снова напомнила о себе. На поле боя природы с человеком выехал корреспондент "АиФ-Челябинск".
Всё началось в ночь с 29 на 30 апреля - вода поползла, "отъедая" берега. В 2 часа ночи пришлось созывать срочное совещание с участием специалистов МЧС и районной администрации. Поступали тревожные сообщения со всех сторон - не только из самой Аши, но и из Миньяра, Сима. Хорошо, что жителей предупредили о возможной опасности еще с вечера.
На следующий день стали ясны первые последствия. Наименьшее подтопление произошло в Симе - "всего" 25 домов. В Миньяре в зоне бедствия оказалось 43 дома. Здесь в основном пострадали сады, затопило участок дороги местного значения. Основной же удар приняла на себя Аша - подтоплено 97 домов, районная больница оказалась на своеобразном острове, так как все подъездные пути к ней захватила вода. Пришлось эвакуировать 180 больных, оставили только тех, кого передвигать было бы крайне нежелательно. Но на всякий случай рядом с "окруженной" больницей постоянно дежурили три "Урала". Первого мая вода стала убывать. Второго прибыла снова. Опять отступила. Но недалеко. Пока...
Как пройти к большой земле
По пути в Ашу приходится пересекать немало горных рек. Все они не такие уж широкие, но вот течение даст фору и Миассу. Поневоле вспоминается, что в нынешний паводок одними из первых его жертв стали туристы, любители сплава. Так, недалеко от Юрюзани пришлось спасать туристов из Москвы и Уфы - их катамаран был играючи пропорот вешними водами.
Жителям же улицы Толстого в Аше радости экстремалов непонятны - река Сим сама приходит к ним в гости. И если в обычных городах ждут автобуса, то здесь - грузовика "Урал". Он курсирует с одного берега затопленного участка на другой. В кузове сделали даже сиденья, наладили лестницу, чтобы удобно было залезать.
- Ой, да не полезу я на эту страсть! - ворчит старушка, прикидывая высоту кузова, и решительно направляется к кабине. Туда ее пускают, а остальные пассажиры с шутками карабкаются в кузов. А что поделаешь... Иначе на другую сторону и не попасть. Поэтому, кстати, чаще всего пассажирами становятся школьники, живущие на так называемой Горе - по ту сторону реки Сим.
Грузовик, пожалуй, действительно оптимальное средство передвижения во время паводка. Немногие смельчаки в охотничьих сапогах-бахилах, кто решается пересечь участок пешком, бывает, поскальзываются или уходят в воду по пояс - глубина во многих местах обманчива. Плохо только, что грузовик приходится иногда подолгу ждать. Ашинцы шутят, что пора установить на берегах то ли звонки, то ли мегафоны для вызова машины. Но как это сделать, если понятие "берег" здесь довольно растяжимое?
Особенно, например, для Марата Сабировича, чей дом в 2002 был затоплен по самую крышу, а ныне пока залит только подпол и двор до самых ворот.
- У нас и отметка осталась от тех времен, вот на этой стене до сих пор след, - показывает нам хозяин полосу на кирпичной кладке. - Вот тогда была беда, да. Моя жена на чердаке с живностью сидела. А сейчас что - просто неприятность! Потому и мы, и соседи никуда не съезжаем, добро стережем.
Глядя на "неприятность", спокойствию Марата Сабировича поражаешься. По двору ходит настоящая рябь, пристройки затоплены, а дом спасает лишь высокий фундамент. Гараж с машиной в глубине двора всё еще не открывают - боятся смотреть, в каком состоянии многострадальная старенькая машина. В наводнение 2002 года ее отогнали подальше к родственникам, но и там ее нагнала большая вода.
Во многих деревнях селяне готовятся к посадке картофеля, но в огороде Марата Сабировича впору окуней разводить, а не картошку сажать. Или просто следить, как несет к ним Сим очередную порцию плавающего древесного и прочего сора.
- Вчера только перед дворами почистила всё, подмела, - ворчит, провожая нас, бабушка Юля, хозяйка. - А сейчас глядите, сколько мусора опять! Река принесла...
А у калитки плавает ондатра
- Так ведь тут старое русло, - замечает жительница этой улицы Надежда Карипанова. - Вот река и возвращается сюда во время паводка. Да вон, смотрите, смотрите, скорей!..
Смотрим и получаем очередное доказательство, что перед нами не просто большие лужи. Потому как в лужах этих гуляет... рыба. Характерные круги по воде, всплески. А на вид лужи как лужи.
- Это еще что, - смеется Надежда. - Ко мне на днях вообще ондатра заплыла! Собака за ней погналась, да я ее шугнула. Пусть плавает!
Но не до смеха Надежде становится, когда она вспоминает о наводнении 2002 года. Тогда Карипановы собрались выстроить двухэтажный дом, но катастрофический паводок подкорректировал планы - смыл добрую половину строительного материала. В результате пришлось ограничиться одним этажом. Получила Надежда и компенсацию, как и прочие пострадавшие от наводнения ашинцы, - по тысяче рублей на человека.
- А не надо в зоне старого русла строиться, - авторитетно заявляет шедший мимо Михаил, тоже из местных. - Река всё равно будет сюда возвращаться. И ничего вы с этим не сделаете. Народ у нас дурной, ему говорят, что вода может вернуться, а никто не верит.
Он прав - я вспоминаю, что по соседству с домом Марата Сабировича, еще ближе к реке, возводит коттедж какой-то местный депутат. Захотелось ему домик у самой реки, чтоб живописнее было, и вот результат. Смуглокожие строители, оказавшиеся отрезанными на стройке, наверное, вспоминали свои горные реки, которые тоже шутить не любят - правда, уж в тех-то краях об этом всегда помнят и держатся от берегов подальше.
- К сожалению, избежать этого пока нельзя, - говорит начальник Главного управления МЧС по Челябинской области Олег Климов. - Стихия диктует нам свои условия. Сравните: в реке Сим идет сброс до 500 кубометров в секунду, тогда как в Шершнях максимум - это 250 кубометров.
Река Сим, похоже, о своих правах знает. И потому не торопится. Вёсен впереди много. Можно и уйти недалеко. Всё равно потом можно вернуться. А какие права у ашинцев? Пока просто убраться с ее пути.
Смотрите также: