В то время, когда брошенными остаются целые деревни, нашлась одна, где селяне взяли всю власть в свои руки.
Чтобы спасти село, кидышане поделили между собой обязанности. Один отвечает за водопровод, другой - за дороги, третий - за здание фермы, школьный учитель труда и мастер резьбы по дереву выкупил под мастерскую здание совхозной бани. Один из местных своими руками построил в деревне новую автобусную остановку.
Кидыш – маленькая деревушка в Уйском районе в 200 километрах от Челябинска. Здесь нет ни завода, ни большого хозяйства, ни даже дорожного кафе. Только поля, степной ветер и стада обычных коров. К ним здесь относятся почти так же, как в Индии, потому что корова – самый порядочный инвестор и главный источник средств к существованию.
Коровы здесь нет разве что у стариков. Держать одну-две коровы кидышане считают позорным. Такое хозяйство держат только ленивые люди. Потому подворья здесь большие - от10-30 до 200 голов. Молоко от местных буренок достигает жирности в 4.8 %, а местные луга сравнивают с теми, что есть в европейских Альпах. Настолько плодовитая здесь земля.
На вилы?
Еще десять лет назад кидишане трудились в местном совхозе «Южный Урал».
Шесть лет назад предприимчивые инвесторы превратили совхоз в новомодное ОАО, затем обанкротили его и вывезли все, от стен до кормопоилок. То, что не смогли увезти, бросили зарастать степной травой.
– Не ОАО, а «ой-ёй-ёо» получилось, - рассказывает коренной кидышанин глава поселения Сергей Михайлов. - Люди с деньгами видят в маленькой деревне только наживу и прибыль.
За последние годы в деревне побывало ни мало заезжих чужаков, которые обещали выращивать рапс, строить дома и разрабатывать минералы. Вот только дальше слов дело никак не пошло. И тогда кидышане решили взять власть в свои мозолистые руки. Каждый житель в деревне - предприниматель. Один из местных организовал пельменный цех. Закупочная цена на мясо – 130 рублей. Притом, что заезжие перекупщики из Миасса и Златоуста за килограмм говядины предлагают всего 95 р. В тесто кидышевские мастерицы заворачивают отборный экологически чистый фарш. Уже несколько лет местные фермеры из-за банальной нехватки денег не используют в своих хозяйствах никакой химии.
Впрочем, и мясо здесь тоже, знаете ли, особое. По исторической традиции коров здесь пасут круглое лето. Хозяева выгоняют буренок в стадо в конце весны, а заводят домой только поздней осенью. Доить буренок местные приходят на специально оборудованные загоны.
Все дело в том, что Кидыш это старая казачья застава. Деревню строили по принципу крепости. Прямые улицы и плотно поставленные дома, а огороды и пастбища выносили за несколько километров от заставы.
Для удобства фермеров один из местных хозяйственников Динарис Газизов организовал в деревне прием молока. Каждое утро-вечер он собирает молоко у селян. За литр Чебаркульский молочный завод платит 14 рублей 30 копеек.
Спецназ в папахах
Кидышане – все точь в точь в своих предков! Когда-то давным давно их прадеды игнорировали приказ батюшки-царя и не выдавали беглых каторжников. Потом дружно не поддержали советскую власть. До шестидесятых годов деревня была под особым контролем КГБ. Местные мужики и теперь еще вспоминают, что их не брали на службу в режимные войска, а все чаще отправляли в стройбаты.
Не так давно кидышанам пришлось ополчиться. Неизвестные хотели вывезти сруб в п. Бирюковский:
– Мне позвонили, я сразу на место выехал, - вспоминает глава поселения Сергей Михайлов. – А там человек 10 сруб грузят, который еще совхоз строил. «Ми тут всё купили» - заявили заезжие люди с акцентом, а документов на покупку никаких. Чтобы спасти то, что принадлежит деревне, пришлось вызывать отряд казаков из Верхнеуральского района. Вот только ехать к нам ребятам не пришлось. Услышав разговор, барыги сами уехали. А через несколько дней местным мужикам пришлось самим организовывать план «Перехват», чтобы остановить КАМазы, увозящие цистерны со старой бензозаправки.
После такого отпора воры дорогу в деревню забыли.
Однако ж вслед за любителями наживы появились в деревне жертвы черных риэлторов. Инвалидов, одиноких старушек и городских пьяниц привозят невесть откуда и селят в пустующих домах.
– Нам от таких «односельчан» одно горе. Приехал тут недавно один. Четыре дня праздновал новоселье. Угощал местных пьяниц жидкостью для разведения огня, разбрасывал на ветер пятитысячные купюры. Да так и замерз в этой разваливающейся избушке. Бабушек-соседок перепугал, дебошир. А хоронить пришлось муниципалитету – рассказывает Сергей Михайлов.
Но и на эту беду в Кидыше нашлась своя управа. Очередным гостям, справляющим новоселье, попросту предложили съездить на скотомогильник, чтобы вырыть яму для людей, которые потеряли человеческий облик. Надо сказать, шутка удалась! После этого в деревне городские выпивохи селиться побаиваются.
- Разруха – наш главный враг! – говорят деревенские мужики. Они понимают, что в одиночку не выжить. Кооперируются в колхоз даже фермеры:
– Солярка уже сейчас по цене неподъемная, а к весне еще дороже станет. Нужно будет скинуться нам, чтобы купить бензовоз ГСМ к посевной,- решили местные фермеры на сельском сходе.
Смотрите также:
- Репортаж. Как пересчёт сельской живности дал ответы на главные вопросы →
- Депрессивный район Челябинской области. Селу Юшково более трёхсот лет →
- Мария Карелина: почему умирает деревня? →