У жителей южноуральского села Воронино до сих пор живы предания о том, что их "белые" соседи из Фомино и сегодня живут за счёт золота революции.
Во время революции 1917 года станицы Уйского района Челябинской области, а ныне сёла Воронино и Фомино, оказались по разные стороны баррикад. По данным краеведов, в переломное для российской державы время Фоминка стала пристанищем белогвардейцев, а в Воронинке прочно обосновались красноармейцы. Бывшие друзья, сваты и кумовья стали врагами... С тех пор минуло больше 90 лет. Но промеж собой воронинцы фоминцев всё равно зовут "беляками", а те в свою очередь соседей кличут не иначе, как "красными".
"Красные": "Пашем, как негры"
От Уйского до старинных казачьих сёл Воронино и Фомино, упоминания о которых датируются серединой XVII века, недалеко - 15 и 19 км соответственно.
В районе ООО "Воронино", базовое хозяйство села, считается одним из самых крепких. И деньжата у местных крестьян всегда водятся, и коровы сытые, и поля дают хорошие урожаи. Живёт здесь, по приблизительным данным, человек 900.
- Соседи - интересный народ. Вроде, свои, но другие они, - говорит посмеиваясь Александр Выдрин, подхорунжий, потомственный казак из Воронино. - Живут они по принципу "моя хата с краю, ничего не знаю". К примеру, у своих ворот фоминский хозяин щебёночки накидает, асфальт закатает, а центральная дорога при этом будет разбитая, не проедешь. Когда развалились колхозы, совхозы, они сразу растащили добро каждый себе. Они единоличники, а у нас всё коллективно делается.
Сам Александр Николаевич, хоть и из "коллективного" села, но живёт отдельно, имеет своё фермерское хозяйство: 30 голов рогатого скота, 50 овечек, 7 лошадей, ну и, само собой, хороший земельный участок.
- Понял, что в силах поднять хозяйство. Зато пашем теперь с сыновьями, как негры: с утра до ночи. А с соседями у меня мир, точнее, перемирие, - шутит воронинец. - Сын вон взял себе в жёны девушку из Фомино. Так что мы с ними родня.
Хотя старожилы ещё помнят времена, когда для воронинского хлопца взять в жёны фоминскую девку считалось позором...
- Понятно, что любовь на "красных" и "белых" не делила, и молодые тайком встречались и потом женились, - рассказывает Сергей Мандрик, уйский краевед. - Но отцы протестовали против браков с "вражинами": "Шиш вам, а не свадьба!", - мог сказать отец невесты. - "Твой дядька мою бабку зарубил! А ты сам, сват, мою хату жёг! Не бывать свадьбе!"
Иногда сватовья и кумовья из враждующих сёл, умудрялись брать друг друга в плен.
- Наступал покос, и они друг друга подкарауливали, хватали и на своё поле тащили. Скосил сено "вражина", его отпускали, - вспоминает рассказы уже умерших стариков Александр Чвало, атаман Уйского района. - А потом через неделю-другую он своего обидчика также выкрадывал и тот под прицелом нагана в его огороде картошку выкапывал...
Несмотря на родственные и экономические отношения, воронинцы своих "белых" соседей обидно называют луконинцами.
- История такова. Казаки в Фомино были работящие, зажиточные. Красноармейцы собирали с каждого двора по 1,5 тысячи пудов зерна, - приводит данные архивов краевед С. Мандрик. - Восстание против "красных" возглавили Степан Выдрин и Луконин, работавший в школе учителем и пользовавшийся авторитетом на селе. Численность отряда была небольшая - около 200 сабель. Луконинцы пришли в Уйское, порубили красных комиссаров и попытались в округе установить старые казачьи устои. Но в течение трёх месяцев отряд был разбит. Сам Луконин погиб...
"Белые": "Соседи живут на готовом"
До Фомино, если ехать через сопки и перелески, рукой подать - около 4 километров. Размером село чуть меньше Воронино, да и такого, как у соседей, крепкого "совхоза", как своё ООО "Фомино" по старинке называют местные жители, здесь нет. Зато есть свои достопримечательности. Например, именно здесь, в овчарне с евроокнами живёт знаменитый на всю округу 120-килограммовый баран Костян. Этого безрогого особой породы барана хозяин Мансур Файзулин привёз из Ставрополя. Другая туристическая фишка села - "Екатериновка". Когда-то по этой дороге, названной в честь императрицы и выложенной отполированной кандалами брусчаткой, вели по этапу каторжников. Дорога, соединявшая Оренбург, Уфу, Екатеринбург, вела в Верхнеуральскую тюрьму.
- Пугачёв здесь в кандалах проходил точно, - уверяет краевед Сергей Петрович...
Население Фомино примерно 600 человек. Те же, что и в Воронино: Кочневы, Приданниковы, Выдрины, Осиповы, Тихоновы... Узнав, что мы едем от "красных" соседей, фоминцы оживились.
- Чего они там про нас наговорили? Что мы чудные? Конечно, мы отличаемся от них! - с вызовом говорят фоминские селяне. - Мы в покос сено косим сами, а они на лавке сидят - им совхоз всё даёт! Да они на готовом на всём живут! Сколько живём, ни разу не видели ни одного воронинца, чтобы он в косилке сидел или с граблями шёл.
Потом вполголоса, почти по секрету один из мужиков по имени Леонид сказал, что даже управляющий, какое-то время назад наводивший порядок в сёлах, всегда говорил так: "Если я еду по своим делам и меня нет в Фомино, работа здесь всё равно идёт. А вот если в Воронино меня нет, то никто там не работает!"
- Вот разница у нас с ними какая! - констатирует, покручивая усы, крестьянин. - Как посмотришь, вроде, неплохо живут, но лодыри они "красные"!
Поделённая память
Надо сказать, в период советской власти хозяйства пытались объединить, но пусть слабые, но гордые фоминцы отказались. Сказали, что будут жить беднее, чем воронинцы, но сами. И худо-бедно живут. Причём, по словам уйских чиновников, даже в лихие 90-е от них никаких жалоб не поступало. Автобус не ходит до села, башня с водой замёрзла - нет, не просят. По этому поводу у воронинцев ходят свои легенды, имеющие вполне историческую подоплёку.
- В июне 1919 года Верхнеуральский Совет народных депутатов снарядил в Екатеринбург обоз с 6 пудами золота (это почти 100 кг). Конвоировали его семь подвод моряков Балтфлота, - рассказывает Сергей Мандрик. - Обоз заночевал в Одринке - это всего 7 километров от Выдрино. Белоказаки на обоз напали ночью. По одной версии, красноармейцы успели обоз с золотом отправить обратно в Верхнеуральск. По другой - не успели, и обоз пропал в районе Фомино.
Был обоз или нет, успели спрятать золото красноармейцы или не успели - тайна неразгаданная. Но среди воронинцев до сих пор шутят, что соседи не стремятся объединяться и живут единоличниками, потому что не хотят делиться - подтачивают слитки и живут за счёт революционного золотишка.
- Корни этих странных отношений между селянами - в далёком прошлом, - считает Александр Чвало, атаман Уйского района. - Когда-то Фоминка, действительно, была богатой казацкой станицей. По сути, там жили зажиточные казаки, по-советски - кулаки. Они привыкли жить "отрубами".
По словам атамана, у них и сейчас больше личных подсобных хозяйств. А воронинцы до революции были, напротив, беднее, но зато они всегда были сторонниками коллективного хозяйства. Даже в перестройку их хозяйство не развалилось, все вместе держались, вот и остались на плаву. Вот и сейчас у "красных" базовое хозяйство, в котором занята большая часть воронинского населения, и это решает многие проблемы: заканчивается посевная или уборочная кампания, им не нужно искать тот же трактор - "совхоз" даст. В единоличном Фомино каждый живёт за счёт того, что есть у него во дворе.
- Вы даже просто с ними поговорите, сразу почувствуете разницу, - смеётся главный казак района. - Воронинцы всегда говорят "наш совхоз, наша земля", а фоминцы - "мой участок, моё хозяйство".
Хотя "красно-белых" соседей многое объединяет: и воронинско-фоминские семьи, и общие сельскохозяйственные проблемы, будь то засуха или неурожай - они-то одни на всех, - и, конечно, память о былом казачестве и предках.
Правда, и тут соседи, находящиеся друг с другом в "перемирии" вычудили. Дело в том, что казачье общество района, чтобы увековечить память погибших станичников, "красных", "белых" и "зелёных", на Глазуновской горе установило поклонный крест. Сейчас сюда приезжают и старики, и молодожёны. Фоминские мужики, спустя пару лет, по своей инициативе на свои средства поставили на Игнашкиной горе свой, вырезанный из лиственницы 8-метровый крест. Тоже общий, но, как посчитали воронинцы, с белым "налётом". Потому "крестовый" ответ не заставил себя ждать - вскоре неподалёку от Воронино появилось своё поклонное место.