Примерное время чтения: 10 минут
377

По следам Крузенштерна: Челябинск встретил кругосветных путешественников

фото Евгения Талыпова / АиФ

Их путешествие проходит под эгидой Русского географического общества и посвящено 210–летию первой русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и 195–летию кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена. Проехавших через Восточную Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку супругов Чемодуровых встречал в своих стенах Челябинский краеведческий музей. После осмотра экспозиции путешественники рассказали о своей экспедиции.

Про идею

Александр:

– Мы с 2001 года ездим по свету, успели посетить общим счётом 72 страны. Так что опыт автомобильного туризма у нас солидный, а вот кругосветки ни разу не было. Обычно, приезжая в другую страну, мы брали машину напрокат, а тут решили весь путь проделать на своём кроссовере. Был и чисто спортивный интерес – округлить число посещённых стран до ста. А ещё я в этом году вышел на пенсию, но дома сидеть что–то не захотелось.

Про дорогу

Александр:

– Дороги почти везде неплохие, наша машина справлялась. Ночевали мы часто в отелях, хотя у нас была с собой и палатка, мы устраивались в ней на ночлег где только это было возможно. Только в Африке не решились – ладно, если к палатке зебра полюбопытствовать придёт, а ведь за ней может явиться кто–то поопаснее. Так что гнали от селения к селению, а каждая деревня там обнесена колючей проволокой: человек в Африке – не главный хищник, а только дополнительный.

Фото: АиФ / фото Евгения Талыпова

Двигались мы по картам и путеводителям. Помнится, один сатирик шутил, что только русский турист разговаривает со своим навигатором. Так вот, наши устройства ещё и между собой спорят: одному хочется по главным дорогам ехать, а другому – по объездам и тропкам. Так получилось, что одному из навигаторов мы даже дали имя. Мы купили его в Португалии и пошли осматривать место, где несколько столетий хоронили местных правителей. Среди них был один король, известный нам под именем Генриха Мореплавателя: он действительно снарядил множество морских экспедиций. Вот мы ходим, ищем, а такой надписи нет нигде! Мы уже было подумали, что ошиблись, и тут на одной плите видим «Энрике Навигатор». Вот он, Генрих Мореплаватель, только по–португальски! После этого маленького открытия мы стали называть только что купленный навигатор – Энрике (смеётся).

Про достопримечательности

Александр:

– Мы в каждой стране старались осмотреть и памятники ЮНЕСКО – у нас был огромный список – и какие–то местные диковинки. Часто наибольшее восхищение вызывали места, которые по разным причинам не значатся в туристических проспектах. Например, в Эфиопии, около города Аксум, есть 3 стеллы, каждая из которых напоминает одноподъездный девятиэтажный дом! И дверь вырезана, и окошечки – полное сходство. Кто и когда это сделал – неизвестно, а если строить теории, то придётся переписывать всю известную нам историю. Или вот знаменитые на весь мир рисунки пустыни Наска – явная приманка для туристов. Эти рисунки состоят из бороздок в слое красноватых камешков, через которые проглядывает белая почва. Там такие смерчи бывают – всё давно должно было сдуть! Зато мало кто знает, какая там хитроумная система водопровода – действительно древняя, но действующая до сих пор.

Татьяна:

– А в Перу, в городе Ика, есть музей гравированных камней. Он частный и не принимает посетителей, но наши друзья договорились об экскурсии для нас. Там собрано множество камней разных размеров, и все покрыты тончайшим рисунком. Хозяин музея, врач по профессии, уверен, что на них запечатлены древнейшие операции на сердце, лёгких и даже на мозге. А ещё там есть удивительные изображения людей верхом на динозаврах. Когда доберёмся до дома и немного отдохнём, обязательно выложим фотографии.

Про финансы

Александр:

– О, это больной вопрос! Мы подсчитали, что понадобилось примерно полтора миллиона рублей. Несколько лет копили, на время путешествия сдали квартиру, дачу и гараж в аренду и собрали нужную сумму. Пытались, конечно, и спонсоров найти: предлагали производителю автомобиля прорекламировать надёжность машины или мобильному оператору – качество связи в разных странах. Оказалось, что никому это не интересно. Так что со стороны поддержка была только информационная, здесь очень помогло Российское географическое общество. А вот журнал «Вокруг света» отказался – на наше предложение сотрудничества ответили, что это «не их профиль» (смеётся).

Про приключения

Александр:

– Нет, аварий у нас практически не было. Только в Перу, в горах, не повезло: я сбил ламу. Ну как сбил – она встала и ушла, а у нас радиатор отказал, пришлось искать новую деталь. Да ещё в том же Перу, уже в городке каком–то маленьком, когда я по всем правилам поворачивал на зелёный, нам в бок влетел местный лихач. Полиция приехала буквально через две минуты. Ну, думам, сейчас засудят нас, а ведь мы даже не знаем испанского, чтобы объясниться!

Татьяна:

– Тут нам действительно повезло: мимо проходила одна старая женщина, монахиня, увидела эту картину и предложила нам свою помощь – она знала английский и два дня выступала нашим переводчиком. Да и сам конфликт разрешился как по волшебству: когда приехали в местное полицейское отделение, оказалось, что у них на каждом перекрёстке висят камеры наблюдения. Мы ведь ничего не нарушили, и лихача обязали отремонтировать нам машину.

Про русскую диаспору

Александр:

– Одной из задач нашего путешествия была поддержка русских за рубежом. Всюду, куда приезжали, мы связывались с соотечественниками, предлагали им помощь в изучении русского языка и культуры. Вопреки нашим ожиданиям оказалось, что все русские за границей – особенно в Африке – устроились очень хорошо. Нас очень радушно принимали, старались угостить и развлечь. А вот языковой помощи не потребовалось: кто хочет знать русский и говорить на нём, тот учит язык самостоятельно. Часто дети в семье говорят на родном языке, но писать не могут – нет ни необходимости, ни практики.

Фото:  avtokrugosvetka.ru

Татьяна:

– Вообще же диаспора очень самодостаточная. Вот только общения им не хватает.

Про сроки

Александр:

– Экспедиция была запланирована на 8 месяцев, мы должны были вернуться в Москву ещё в июне, но, как видите, до сих пор в пути. График серьёзно сбивался из–за того, что мы неправильно рассчитали время перевозки автомобиля через океан. По–настоящему кругосветный путешественник на колёсах – это именно наша машина, мы–то пару раз летели на самолёте! Особенно большая задержка произошла уже на родной земле, когда мы ожидали прибытия автомобиля из Сиэтла во Владивосток.

Татьяна:

– Когда уже подъезжали к Уралу, был соблазн бросить всё и рвануть домой – и так план, что называется, перевыполнен! Но удержались, после Челябинска посетим ещё Уфу, Казань, Нижний Новгород и Владимир.

Про границы

Александр:

– Вполне ожидаемых трудностей с пересечением границ практически не возникало: у нас в паспортах всего 5 виз, а в большинство стран Африки и Южной Америки россиянам можно проехать свободно. А вот с Канадой мы договориться не сумели – так быстро собрались в поездку, что не успели оформить документы. Кстати, через большинство границ нельзя перевозить продукты из другой страны. На таможне всё изымают, но у нас каким–то чудом осталась пара баночек захваченной ещё из дома тушёнки – не пригодилось в дороге. Так обратно и привезли! (Смеётся)

Про Южный Урал

Александр:

– Челябинская область поразила нас количеством озёр. Природа здесь очень красивая, вот только с погодой нам немного не повезло – без дождя, на солнышке, всё ещё лучше должно выглядеть! Надеемся, сегодня нам удастся полюбоваться Южным Уралом во всей красе. Музей замечательный, а фотовыставка, которую нам сегодня показали – «Один день из жизни Челябинской области» – очень нужное мероприятие. Нашему народу не хватает немного именно такой ненавязчивой пропаганды патриотизма, чтобы любили и ценили свой край.

Татьяна:

– Вот в других странах такая пропаганда своего уголка очень развита. В какую бы гостиницу вы не приехали, вам тут же расскажут, что посмотреть в округе, куда съездить. А приехали мы в Читу, в Благовещенск, спрашиваем: что у вас тут интересного? Местные пожимают плечами: не знаем…

Про планы

Александр:

– У нас отснят терабайт разного материала – фото и видео, всё это планируем постепенно обработать и смонтировать в фильмы про каждую страну. 

По телевидению такое навряд ли покажут. А вот в сети, думаю, можно будет посмотреть.

Татьяна:

– Первым делом хотим написать книгу–путеводитель для тех, кто, как и мы, отправится путешествовать на автомобиле. Расскажем, что посмотреть, где остановиться и какие в разных странах требования к водителям. Дорожные правила бывают самыми непредсказуемыми. На границе Замбии нас остановили и сказали, что машина не соответствует местным нормам безопасности – нет рефлектора. Мы в недоумении: фары исправны, что не так? Оказалось, что нужно наклеить кусочки светоотражающей плёнки, спереди белые, а сзади красные, и проблема решена. В стране настолько мало автомобилей с исправными фарами, что их никто и не включает – обходятся отражателями.

Путешественники отправляются дальше, чтобы наконец замкнуть гигантский круг по планете. Подробные отчёты, фото– и видеоматериалы можно найти на официальном сайте экспедиции avtokrugosvetka.ru.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах