Примерное время чтения: 8 минут
724

Верните тротуары. В Челябинске год от года жизнь пешеходов ухудшается

АиФ-Челябинск №23 03/06/2015
фото Александра Фирсова / АиФ

Смертность на дорогах Челябинска выросла в разы.

Глухая власть

Эксперты дорожной отрасли и логистики не перестают критиковать «дорожную революцию», последствия которой челябинцы начинают ощущать только сейчас. Объявив среди читателей акцию «Тротуары - народу», мы получили десятки звонков с указанием конкретных мест, где ущемляются права пешеходов.

«Центр города - Свердловский проспект, попробуйте спуститься от Госархива до реки Миасс, не нарушив с десяток правил дорожного движения, - рассказывает челябинец Роберт САФИН. - Уже несколько лет люди перепрыгивают через забор, отделяющий их от остановки «Торговый центр». То, что сделали дорожники, вынуждая каждый раз спускаться и подниматься по нескольким пролётам моста через улицу Братьев Кашириных, иначе как издевательством не назовёшь. Сколько я ни обращался к депутатам и чиновникам, ответа нет, им просто лень сделать дорогу удобной для пешеходов. А нужно всего-то убрать часть забора и установить пешеходный переход!».

Цифры
Согласно ГОСТ в населённых пунктах максимальное расстояние между пешеходными переходами - 200-300 метров с учётом сложившихся регулярных пешеходных потоков. За 2014 год в Челябинске построено 527 п. м тротуаров. За 4 месяца 2015 года закрыт 1 пешеходный переход на пересечении Свердловского проспекта и ул. Южной.

«По Копейскому шоссе возле остановки «Училище» огородили стоянку общественного транспорта, - делится жительница посёлка КПЗиС Ирина ЦАПИНА, - сейчас там от забора до дороги порядка 2,5 метра участок, где так и просится тротуар. Администрация говорит, что установку запрещает ГАИ, но люди ходят там (и мамы с колясками, и бабушки) фактически по дороге.

Также много раз обращались к чиновникам с просьбой установить регулируемый пешеходный переход по Копейскому шоссе после моста у остановки «Мясокомбинат». Машины там мчатся с огромной скоростью, и на моих глазах насмерть сбивали пешеходов».

«На улице Железнодорожной (после моста-развязки на Доватора) от поворота на ул. Лазо до ул. Камышовой отсутствует тротуар по обе стороны проезжей части, - высказываются работники челябинского завода по ремонту путевых машин. - Мы вынуждены ходить либо по насыпи возле железнодорожных путей, либо непосредственно по дороге, в час пик соревнуясь с плотным потоком машин».

«Вы видели пешеходную дорожку на пересечении улиц Блюхера и Рылеева, со стороны областной детской клинической больницы? - возмущается Эльвира Г., - шириной она меньше полуметра и далее сужается ещё. Пешеходы, пациенты клиники ютятся на этом островке, чтобы перейти дорогу к остановке общественного транспорта».

Без оглядки

Список можно продолжать. В соцсетях и форумах открыты группы, где челябинцы обсуждают самые опасные пешеходные переходы, делятся идеями «пешеходной революции», но городские власти озабочены лишь вопросом по увеличению пропускной способности дорог. Буквально в марте из федерального бюджета выделено свыше 1,1 млрд рублей на развитие дорожного хозяйства в Челябинской области. Целевой транш пойдёт на развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения.

«Любой человек, попадающий в Челябинск, видит, что пешеходов в городе ненавидят, - считает челябинский эксперт в области логистики и транспорта Яков ГУРЕВИЧ. - Проблем много: уничтожены пешеходные переходы, например, на пересечении Красной и Ленина, Коммуны и Свердловского. Чтобы перейти дорогу, люди вынуждены пересекать 3-4 проезжие части, что не только опасно, но замедляет транспортный поток. Светофорные режимы на перекрёстках установлены не в пользу пешеходов, а тротуары такой ширины, что коляски во многих местах не разъезжаются. Рано или поздно чиновникам, у которых свои местечковые понятия, всё же придётся проблему с тротуарами решать. Вновь восстанавливать уничтоженные тротуары, сужая дороги, как делают во всём мире, возвращать закрытые пешеходные переходы, притом что последние не требуют ни копейки затрат. На опыт других городов и стран наши власти принципиально не смотрят».

В прошлом году Казань встречала известного датского архитектора, урбаниста Яна ГЕЙЛА. Одним из его принципов является приоритет человека в городском планировании. А именно: пешеход, общественный транспорт и только потом личный автомобиль. Для пешехода (велосипедиста, колясочника) - тротуары, скверы, парки. Затем общественный транспорт - удобный, ходящий по разделённым полосам, в основном муниципальный. И только затем легковой автомобиль, проезд на котором занимает в 2-3 раза больше времени, чем на автобусе. И никаких выделенных стоянок вдоль дорог, только под землёй или многоярусные. Ровно противоположное сделали в Челябинске наши власти. Расширили дороги за счёт тротуаров, срубив при этом массу полноценных и многолетних деревьев, перевели автостанцию в центр города и по-прежнему предпринимают вялые попытки по развитию муниципального транспорта.

Печальные последствия

Выходит, не случайно Челябинская область вышла на первое место по смертности на дорогах. Росстат приводит данные за 2014 год по ДТП с летальным исходом, где южноуральский регион впервые в истории превзошёл среднероссийский уровень смертности. Зарегистрировано 577 аварий с погибшими.

Статистика начала 2015 года по Челябинску также удручает. Как сообщает городская ГИБДД, за 4 месяца 2015 года общее количество ДТП с пострадавшими - 1 207 случаев, из них по причине нарушения правил дорожного движения пешеходами - 196. По вине водителей на пешеходных переходах пострадали 144 человека.

«В Челябинске чувствуется нехватка тротуа­ров, - уверен эксперт дорожного строительства, почётный дорожник Челябинской области и России Александр МАМОНТОВ, - в некоторых случаях они нерационально расположены, в итоге пешеходы ходят по проезжей части.

Вообще ширина тротуаров рассчитывается при проектировании в зависимости от интенсивности движения пешеходов. Обычно меньше метра его не делают. Если движение по тротуару идёт в обе стороны (у человека около 60 см в плечах), ширина должна быть не менее 1,2 м. Далее размер кратно увеличивается в зависимости от интенсивности движения, когда люди вынуждены друг друга обгонять.

Ещё одна очевидная проблема - при строительстве новых микрорайонов тротуарами занимаются в последнюю очередь. На самом деле строительные нормы и правила диктуют застройщикам в местах регулярного движения пешеходов и вдоль дороги устраивать тротуары. Наличие и соблюдение этих норм зависит в первую очередь от заказчика и проектировщика. И здесь либо экономия средств, либо недостаточный контроль при исполнении проекта».

Официально

«В ГИБДД Челябинска ежедневно поступают по несколько десятков жалоб на организацию пешеходного движения, - отвечают специалисты по дорожному надзору УГИБДД г. Челябинска. - Мы в свою очередь рассматриваем обращения и направляем свои предложения в управление дорожного хозяйства администрации города. Там сконцентрированы все полномочия по устройству тротуаров и пешеходных переходов, наше ведомство по сути не участвует в принятии программы развития улично-дорожной сети, а даёт только рекомендации, которые чиновники вправе принять или проигнорировать».

«Проектная документация объектов улично-дорожной сети города предусматривает организацию тротуаров и подходов к пешеходным переходам, - говорит старший инженер дорожного отдела управления дорожного хозяйства администрации города Челябинска Анастасия ВАСИЛЬЕВА, - но в настоящее время отдельной программы по строительству и ремонту тротуаров нет в связи с дефицитом бюджетных средств. Тем не менее в Челябинске организованы пешеходные улицы, скверы и парки».

Комментарий

Завкафедры «Градостроительство» ЮУрГУ инженер-строитель, к. т. н. Александр КОСТИН:

«В Челябинске недостаточно внимания уделяется организации пешеходного движения в принципе. Сами тротуары ремонтируются реже, а в зимнее время не обрабатываются противогололёдными материалами, провалы и последствия ремонтных работ, как правило, городские службы долгое время не устраняют.

Несмотря на то что в городе не везде соблюдается минимальная ширина тротуаров, в летнее время по ним движутся не только люди, но и велосипедисты, скейтбордисты, потому что нет выделенных дорожек на проезжей части. Всё это компенсируют за счёт пешеходов.

На мой взгляд, чтобы стабилизировать ситуацию и как-то обезопасить пешеходов, необходимо разрабатывать собственные, региональные нормы и стандарты тротуаров. И установленная ширина в 1,2-1,5 метра недостаточна. У нас на тротуарах располагаются столбы, архитектурные формы, скамейки, что сужает пешеходную часть.

Вспомните зиму, когда от тротуара остаётся узенькая тропинка для людей. Нужно в таком случае иметь какие-то запасные полосы, куда снежные отвалы складировать. К примеру, в Екатеринбурге было принято решение увеличивать каждый норматив по СНиПам на 0,75 м».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах