Примерное время чтения: 10 минут
1455

Три миллиона за игру. Чем живёт челябинский киберспорт

Киберспортсмены зарабатывают деньги там, где другие развлекаются.
Киберспортсмены зарабатывают деньги там, где другие развлекаются. pixabay.com

Киберспорт всё чаще появляется в новостях, причём как в мировых, так и в российских. Ходят слухи, что в 2024 году его сделают официальной дисциплиной на Олимпийских играх, а знаменитые меценаты вкладывают свои деньги в это направление уже с 2015 года, сообщения о заработках киберспортсменов продолжают удивлять количеством нулей. Корреспондент «АиФ-Челябинск» узнал, почему эта индустрия переживает такое бурное развитие и как она развита в южноуральской столице..

Федерация энтузиастов

История уральского (а вместе с ним и российского) киберспорта началась в 2004 году. Тогда студенты ельцинского университета в Екатеринбурге решили создать Федерацию компьютерного спорта (ФКС), хотя в то время ничего подобного не существовало даже в Москве. Четверо энтузиастов, среди которых был и один челябинец, создали Федерацию в том виде, в котором она существует сегодня. Сейчас эта инициативная команда стоит у руководства всей российской ФКС.

В 2004 году были достигнуты немалые успехи, и киберспорт даже был включён в реестр видов спорта. Правда, ненадолго: через год поменялся министр спорта, а вместе с тем и список дисциплин значительно поредел. С тех пор было своеобразное затишье, появлялись только небольшие местечковые объединения, работавшие на чистом энтузиазме.

К таким как раз и относилась ЛКС (Лига Компьютерного Спорта). В 2008 её создали Александр Шакуров, Кирилл Зонов и Святослав Ильичёв. Тогда у них был только бесплатно предоставленный клуб для проведения турниров и желание развивать киберспортивное направление. За год набралась аудитория игроков, и в 2009 была создана Игровая комиссия при ЮУрГУ. Она проводила турниры, в которых даже не было призовых мест: игроки участвовали в них разве что ради славы.

История оказалось непростой, с большими перерывами. Тем не менее, к 2011 году организация приняла вполне сформировавшийся вид и название – Лига компьютерного спорта Челябинской области. Организаторы заручились поддержкой города и области, пообещав проводить крупные и интересные молодежные мероприятия. Появились первые спонсоры: компьютерный магазин подарил 10 системных блоков, обеспечив Лиге материальную базу для проведения LANов (игр не по Интернету, а в пределах сети, когда игроки находятся в одном здании). На волне успеха организаторы воплотили идею КиберУрФО – летнюю киберспортивную олимпиаду, или мультигейминговый турнир. В выездном формате на базе отдыха тогда собрали лучшие команды из 6 регионов, и турнир имел колоссальный успех.

Лига, позже переименованная в Green Dragon ради выхода на уровень профессиональной киберспортивной организации, во многом стала пионером челябинского киберспорта и всего, связанного с ним (Лига является создателем проекта «Битва комментаторов»). Однако за воодушевляющими успехами вновь последовали трудности.

«Начало 2014 года прошло в сомнениях, – рассказывает один из создателей Лиги Александр Шакуров, – стало туговато со спонсорами, стало меньше времени, и появилась жуткая конкуренция в виде других турниров. Но всё же мы продолжили. К нам начали обращаться другие организаторы с просьбой помочь. По идее, это конкуренты, и помогать им неправильно с точки зрения бизнеса, но мы помогали всем. Даже первому в России профессиональному киберспортивному клубу Virtus.pro и ФКС для их турнира «Битва четырех». И нам помогали в ответ».

Официальный спорт

Вторая волна развития киберспорта пришлась на 2016 год, когда на передовые позиции вновь вышла Федерация компьютерного спорта. ФКС получила финансовую поддержку, вновь заговорили о внесении дисциплины в реестр видов спорта. В 2017 году киберспорт даже попал во второй раздел этого реестра и теперь стоит наравне с футболом и хоккеем. А 14 июля этого года ФКС получила аккредитацию и сейчас является полностью официальной организацией.

Недавно ФКС пополнилась и новой командой из Магнитогорска, которая с 2008 года занимается консольными видами спорта (к ним относятся, например, киберфутбол и киберхоккей). Они уже проводили большие турниры, например, Кубок мэра Казани. Так помимо компьютерной тематики начали развивать ещё и консольную. Интересно, что в Челябинске помимо ФКС существует ещё и ФКФ (Федрация киберфутбола). Правда, последняя пока ещё не имеет официального статуса.

«Сейчас существует Федерация Киберспорта в России, которая занимается организацией турниров по всем основным компьютерным играм, – рассказывает Роман Елисеев, игрок и представитель Федерации Киберфутбола России в Челябинске. – Но игроки в FIFA, или фиферы, как нас называют, пошли своей дорогой и создали Федерацию Киберфутбола России, призванную заниматься продвижением соревнований по FIFA в регионах, проведением всероссийских отборочных туров на мировые чемпионаты, популяризацией виртуального футбола совместно с реальным и пропагандой здорового образа жизни. Я занимаюсь представительством Федерации в Челябинске. Из простых энтузиастов мы сейчас вырастаем в официальную организацию. Оформляются все необходимые документы в Москве, далее это плавно пойдет по регионам: киберфутбол (как отдельный вид спорта, подвид футбола, а не киберспорта) в России признали только летом, процесс не быстрый. Но достижения уже есть: в апреле прошёл первый официальный чемпионат России по киберфутболу под эгидой футбольных клубов. Он являлся отборочным этапом к Чемпионату Мира EA Sports Ultimate Team Championship FIFA 17. Вначале состоялся Кубок России в Уфе, в качестве тестового мероприятия. А затем в Казани прошла финальная часть чемпионата, где помимо 16 игроков футбольных клубов участвовали 4 игрока, прошедших отборочный этап в Интернете на двух платформах (XBOX и PS4). Я прошел отбор, заняв 1 место на XBOX, плотно готовился, но из группы выйти не сумел. По впечатлениям могу сказать, что это был лучший турнир по FIFA в России за все время моего участия в турнирах: сцена, профессиональные съемки, освещение в Интернете и на телевидении, интервью. Поразила сама атмосфера турнира: приходили болельщики и брали у игроков автографы».

Кто зарабатывает?

Любое киберспортивное направление на настоящий момент имеет огромные перспективы. Победители турниров даже местного уровня зарабатывают не хуже тех, кто занимается традиционными видами спорта, а участие полностью финансируется Федерацией.

«С игроков мы никаких денег не берём, – рассказывает председатель регионального отделения ФКС России в Челябинске Иван Забирко. – В рамках Кубка России и ВКСЛ (Всероссийской Киберспортивной Студенческой Лиги) мы проводим региональный этап, затем идёт зональный – на него нужно везти игроков, например, в Екатеринбург – и эту поездку, включая дорогу, проживание в гостинице, питание, тоже полностью оплачивает Федерация. Основных турниров ежегодно два: это Кубок России (соответственно, региональный этап проходит в Челябинской области) и ВКСЛ (Всероссийская Киберспортивная Студенческая Лига). ВКСЛ уже началась: до сентября определяются регионы-участники, с сентября по октябрь-ноябрь пройдут отборы в вузах. Заявлено будет пять дисциплин: Counter Strike: GO, FIFA 17, Dota, League of legends и Hearthstone. Призовой фонд в этом году составит порядка 10 миллионов рублей. Он делится на все дисциплины, например, лучшие игроки в FIFA и Hearthstone получают по 600 тысяч рублей, примерно по 3 миллиона получают игроки в Counter Strike, Dota и League of legends. Бывают и турниры, на которых призовой фонд делится, например, на 8 человек, а не отдаётся исключительно лучшему – это зависит от регламента турнира, утверждённого ФКС России. Или от нашего регионального решения, если соревнования организуем мы: недавно проводили турнир по киберфутболу в Абзаково, и там призовой фонд поделили на 10 мест».

Из любителей в чемпионы

Большинство игроков – студенты, хотя сам киберспорт предполагает минимум ограничений, по сравнению с остальными: не нужно ни нарабатывать физическую форму, ни бояться возраста. Существует даже Кубок Челябинской области среди преподавателей и студентов. Самая сплочённая команда-участник оказались в ЮУрГУ – они сохранили активность до сих пор, и уже готовятся к предстоящим турнирам. Команда там сильная, они заняли 2 место на Кубке Урала по League of Legends, участвовали в Лиге Претендентов, которую проводит всемирно известная американская компания-разработчик Riot Games . Но достойные соперники для них есть – это, прежде всего, Магнитогорский государственный университет. В ФКС надеются на создание команды в каждом вузе при поддержке профкомов. Так игрокам сможет помогать ещё и университет, например, предоставит компьютерный класс или закажет футболки для членов команды. Спонсоры, конечно же, нужны всегда. Им предлагают размещение логотипов и стендов на площадках проведения турниров, а также на футболках команд.

Надеть такую футболку и влиться в коллектив профессионалов не так уж сложно: нужно всего лишь подать заявку через московский сайт resf.ru, заполнив анкету. Как правило, не отказывают никому: работы в данном направлении много, и ФКС нужны заинтересованные люди. Есть также ежемесячные турниры по Dota 2 и Hearthstone с призовым фондом 150 тысяч рублей, где игроки могут показать себя. На них геймеров могут заметить профессиональные команды, и открыть дорогу в мировой киберспорт. В таких соревнованиях может принять участие любой желающий. Так что, если ваш скилл (личный навык игры) довольно высок, то есть все шансы на победу.

В киберспорте профессионалы часто вырастают как раз из любителей. Похожая история есть, например, у Максима Тарасова, игрока в League of Legends. Сейчас он выступает в Лиге Претендентов в составе киберспортивного клуба Elements Pro Gaming.

«В игры играл с детства, ещё со времён Sega, – рассказывает Максим, – впрочем, как и многие, просто ради удовольствия. В League of Legends играю четвёртый год. Чтобы совершенствоваться, более профессионально подхожу к игре: смотрю и анализирую повторы своих игр, ставлю какие-то задачи на будущие игры и т.д. Тренироваться приходится по ночам из-за того, что большинство встреч происходит с командами из Европы, а им удобнее всего играть ближе к ночи по нашему времени. Распорядок у меня обычно такой: встаю в любое время (чаще всего в 02:00) играю одну игру, затем завтракаю и продолжаю играть до 4-6 утра. На данный момент, я делаю так 6 дней в неделю, с выходным в субботу. Бывает, нужно ещё уделять время на разбор игр с командой, но это не всегда. Я и мой тиммейт (товарищ по команде) из Копейска зарабатываем на этом. У нас контракты и зарплата от организации, между прочим, весьма неплохая для Челябинска».

Со школы начал играть и Роман Елисеев, который сейчас является экс-чемпионом России по киберфутболу в дисциплине FIFA 13.

«Самые главные трудности, через которые проходит каждый геймер – отношение родителей к компьютерным играм. Мои всегда говорили так: играй, но чтобы это не мешало учебе. Безусловно, поначалу исходил негатив, пока не появились первые победы. Так, в одном из онлайн-турниров я выиграл ноутбук, который впоследствии использовал для учебных целей. Конечно, главный успех пришелся на 2013 год, когда я выиграл финал Чемпионата России в Москве и представлял страну на Чемпионате Мира WCG (World Cyber Games) в Китае. Родители были искренне рады моему успеху и всячески поддерживали, поддерживала меня и девушка. Тем не менее, в тот момент в Челябинске не было полноценных условий для тренировок. Особенно подводил интернет, высокий пинг (отрезок времени, который проходит между запросом и ответом на сервер) по сравнению с игроками из Европы, с которыми можно было проводить спарринги, плюс разница во времени. Но я старался не только играть, но и хорошо учиться, посещать пары, поэтому приходилось иногда пропускать тренировки и ложиться спать раньше».

Киберспорт – одно из таких направлений, которое одновременно и перспективное, и не переполненное профессиональными «кадрами». Сейчас в Челябинске и в России в целом он переживает бурное развитие, туда вливаются энтузиасты, полные идей и желания их реализовывать. Один из проектов нашей ФКС, который пока, правда, только разрабатывается и ждёт согласования с Москвой – школьная Лига. Так что у челябинских родителей вскоре может появиться ещё один вариант секции, в которую можно будет отвести ребёнка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах