На днях состоялось заседание рабочей группы по развитию транспорта в Челябинской агломерации. У общественников и специалистов появилось много вопросов к планам властей.
Год на перестройку
Немного предыстории. 26 декабря 2019 года депутаты ЗСО приняли закон о перераспределении полномочий: организация и контроль работы транспорта в Челябинске, Копейске и соседних районах перешли от местных администраций в ведение областного министерства дорожного хозяйства и транспорта. 2020 год стал переходным: полномочия, пусть и в усечённом варианте, пока остаются у городов и районов. С 2021-го должна заработать единая маршрутная сеть, которую разработают с учётом потребностей жителей агломерации.
Министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев, выступая перед парламентариями, заявил, что с 2021 года должна измениться и модель работы транспорта. Предполагается, что все перевозчики на всех маршрутах станут работать по контрактам, и это будет оплачиваться из бюджета. Рассчитывается себестоимость затрат на 1 км пробега по етодике, которая утверждена приказом Министерства транспорта РФ, техническим заданием определяются количество транспортных средств и годовой пробег. Но при этом всю выручку, которую перевозчик получит с пассажиров на линии, он должен будет сдать в бюджет. Частные компании, выигравшие контракты, обязаны будут возить льготников и принимать все виды безналичной оплаты. Такую модель иногда называют московской, поскольку впервые её применили в столице.
У объединения маршрутной сети есть свои плюсы. Например, пассажиры смогут экономить на поездках при использовании пересадочного билета – пока такая услуга есть только в Челябинске. Кроме того, власти планируют внедрять безналичную оплату проезда во всех видах транспорта.
Сразу скажем, что сейчас, когда речь идёт о челябинской агломерации, чаще всего подразумеваются непосредственно Челябинск, Копейск с посёлками и Сосновский район. Но в агломерацию также входят Еманжелинский, Еткульский, Коркинский и Красноармейский районы, жители которых ездят на работу или учёбу в областной центр.
Много вопросов
Основой новой транспортной модели должна стать научно-исследовательская работа, госзакупку на проведение которой миндортранс объявил 7 февраля. В задачи этой работы входят разработка маршрутной сети пассажирского транспорта, подготовка проекта документа планирования регулярных перевозок на 2020-2024 годы, актуализация комплексной схемы организации дорожного движения в агломерации и др. Исполнителя выберут на аукционе в начале марта, а первые отчёты он должен будет представить уже к середине мая. Начальная цена контракта – 45 млн рублей.
14 февраля, уже после объявления закупки, состоялась первое заседание рабочей группы, на которое были приглашены представители научного сообщества, бизнеса и различных ведомств, городской администрации и правительства области, а также общественники.
«Один из вопросов, который волновал многих присутствующих, – почему встреча была назначена после объявления закупки, ведь техническое задание сырое и содержит мало конкретных задач, – рассказал представитель движения «Гражданский патруль» Александр Агарков. – Заместитель министра Александр Филиппов объяснил это необходимостью запустить новую транспортную модель в установленный срок – 1 января 2021 года. Все пожелания, возникшие уже после заключения контракта, будут обсуждать и попытаются договориться с подрядчиком.
По техзаданию результатом работы подрядчика является в том числе список маршрутов для работы по регулируемому и нерегулируемому тарифам. На прямой вопрос, останутся ли в агломерации маршруты на нерегулируемом тарифе, замминистра ответил уклончиво: дескать, возможно, но на периферии. Уточнил, что нужно понять, сколько потребуется денег. Сказал: «Если на всю маршрутную сеть понадобится 20 млрд в год, нам их просто никто не даст, и мы будем вынуждены сохранить нерегулируемый тариф на ряде маршрутов»».
Кроме того, по словам общественника, техзадание не содержит пункта об исследовании устойчивых автомобильных потоков. То есть потребности автомобилистов, которые при наличии удобного общественного транспорта могут стать пассажирами, никто учитывать не будет.
«Не указан объём собираемых данных и количество часов обследования, не определено количество точек и объём опроса, не указана необходимость предоставления заказчику первичных результатов обследования, – перечисляет недостатки технического задания преподаватель кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Кирилл Мячков. – Эти и другие недоработки позволят исполнителю, если он вдруг окажется недобросовестным, заниматься профанацией по данному вопросу».
Министр дорожного хозяйства Алексей Нечаев в ходе встречи подчеркнул, что считает очень важным участие рабочей группы во всех вопросах, в том числе и в приёмке результатов научно-исследовательской работы. Эксперты и общественники будут собираться еженедельно. Повлияют ли эти обсуждения на результат, станет понятно позже.