Рынок страхования переживает немало глобальных изменений – наряду с объективными трудностями развития российской экономики, приходится учитывать и трудности, которые переживает рынок каждого конкретного региона.
На днях Челябинск посетил генеральный директор компании «Росгосстрах» Николаус Фрай. Мы попросили его ответить на вопросы, которые касаются особенностей как южноуральского рынка, так и ситуации в компании в целом.
Приоритеты первой и третьей степени
Михаил Ильин, «АиФ-Челябинск»: Вы недавно посещали филиал в Санкт-Петербурге, почему следующим пунктом выбрали Челябинск?
Николаус Фрай: Стараюсь посетить все крупные филиалы – в первую очередь, конечно, в городах-миллионниках. А в Челябинске находится один из самых значительных наших филиалов, так что я был рад сюда приехать.
- Вы однажды заявили, что одна из главных целей - борьба с убыточностью в ОСАГО. Удалось ли это сделать? Как обстоят дела с убыточностью в Челябинской области?
- Это самый большой источник убытков – не только в 2017 году, но и в 2016, и в 2015. Как только я пришёл в компанию, то сразу понял, что надо улучшать ситуацию с ОСАГО – это и первый, и второй, и третий приоритет. Так в 2016 году компания по всем направлением сработала с прибылью более чем в 30 млрд руб, но убытки по ОСАГО составили 40 млрд! Чтобы изменить ситуацию, мы провели несколько мероприятий. Во-первых, снизили нашу долю на рынке продаж до 10-12% - этого вполне достаточно, если учесть, что рынок в целом убыточный. Во-вторых, ужесточили контроль продаж. В-третьих, более внимательно занимаемся управлением продажами. Наконец, постоянно боремся с мошенничеством. Все это позволило значительно снизить уровень выплат по ОСАГО И если раньше убыточность достигала более 180%, то сейчас по новым полисам она значительно ниже 100%. Все эти усилия позволили нам достичь первого успеха – 1 квартал 2018 года компания закончила с прибылью – впервые после 2014 года.
Если говорить о Челябинской области, то убытки по ОСАГО тут были существенно выше, чем в среднем по стране . Но и здесь ситуация выправляется, и филиал отлично работает. Цель у нас общая – выйти на нулевые убытки.
- Продолжается ли в компании оптимизация сети? Насколько сократится сеть продаж в Челябинской области?
- Я думаю, корректнее говорить о трансформации сети. Офисов у компании станет несколько меньше, но они будут укрупненными и многофункциональными. Комплекс предпринимаемых мер направлен на то, чтобы повысить эффективность работы продающей сети, в том числе в части обслуживания клиентов. И, конечно же, планируются инвестиции в развитие агентского канала, в новые продукты, в страхование жизни, в digital и построение современной IT-инфраструктуры в компании. Хочу особо подчеркнуть: мы верим и инвестируем в агентский канал. Стремимся быть лучшим работодателем и партнёром для агентов, Ведь чем успешнее агент, тем лучше это для компании.
И прогресс, и потенциал
- Вы как-то сказали, что самым приятным сюрпризом в работе стали люди. Это кто-то конкретно?
- Я говорил в целом о лояльности и профессионализме сотрудников. Я встречался с агентами, которые трудятся в компании уже более 30 лет, ещё со времён СССР. Их прежде всего отличает высокая дисциплина. У молодого поколения несколько иные ценности, но они нашли своё место в компании и успешно работают. Их всех объединяет сильный командный дух, который передается от поколения к поколению
- Случалось ли, что практическая деятельность в России заставляла пересмотреть как теоретические, так и практические знания, полученные на Западе?
- Конечно, у каждого рынка своя специфика. Например, нигде в мире не получила широкого распространения страховка от клещей. А в России это очень важно. В Европе же она обычно включена в общую страховую защиту. Или, скажем, в Великобритании люди настолько часто страхуют домашних питомцев, в частности собак, что для агентов разработали даже специальную таблицу для разных пород.
Ситуация отличается от страны к стране. Россия по показателю страхования имущества и ответственности чуть ниже, чем Восточная Европа, но чуть выше, чем Турция. Есть и прогресс, и потенциал – особенно по страхованию жизни. Здесь многое зависит от законодательства и налоговой политики.
- Вы уже обозначили основные направления развития компании. Каким будет «Росгосстрах» через несколько лет?
- Мы совместно с нашим акционером – банком «Открытие» (находится под управлением Банка России) разработали стратегию развития компании до 2021 года – дату выбрали не случайно, так как появились мы в 1921 году. К столетнему юбилею мы намерены стать розничной компанией №1 в стране. Особых преград для роста я не вижу, так что всё в наших руках.