Банк добрее коллектора
Депутаты Госдумы хотят запретить банкам передавать долги клиентов коллекторам. Это правильная инициатива?
«Запрет уступки прав требований по кредитным договорам, заключённым с гражданами, считаю интересной инициативой, но малоперспективной.
Казалось бы, решается вопрос о неразглашении банковской тайны, который сложно обеспечить с помощью коллекторов. Во-вторых, банк при взыскании задолженности, как правило, действует менее агрессивно. В-третьих, это подтолкнёт банки к обсуждению с клиентом вариантов выхода из сложной ситуации. И есть положительные примеры: ряд банков безнадёжным должникам предлагает выкупить долг по цене 10-30%. На первый взгляд третий аргумент кажется малореальным, но это работает уже сегодня, а для понимания нужно знать, что средняя цена уступки прав требований от банка коллекторскому агентству - это 3-5% от суммы долга!
Хотя вопрос решать, с моей точки зрения, нужно кардинальнее: под запрет должны попасть не только договоры уступки прав требований, но и договоры оказания услуг по взысканию задолженности. Если будет запрещён один вариант взаимодействия банков и коллекторов, второй будет использоваться чаще, а обычный потребитель не почувствует разницы».
Вячеслав Курилин, челябинский юрист
Нужны ли нам вытрезвители?
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова предложила возродить вытрезвители. Нужны ли нам они?
«Скорее нет, чем да. Их ликвидировали в 2011 году, и статистика после этого не изменилась. 40-47% доставленных в наш стационар пациентов - это пьяные граждане. Вытрезвители нас не выручали. Обычно оттуда приезжала бригада и безапелляционным тоном заявляла, что пациент на ногах не стоит - не возьмём. А если пациент стоит на ногах, зачем нам тогда вытрезвители?
От вытрезвителей была одна помощь: от нас хотя бы забирали дебоширов. Теперь нам просто неинтересно дожидаться полиции, мы открываем двери и сами выгоняем дебоширов на улицу. Какой нам смысл дальше передавать этих пациентов по этапу? Что для них изменится? А для нас?
Надо ставить вопрос серьёзнее, решать проблему шире. Что нам вытрезвитель в отдельном виде? Ничего. Разве что бюджет немного пополнится. А какие выводы для себя сделают алкоголики? Никаких. Если раньше было хотя бы общественное порицание, пьющих ущемляли в правах и лишали премий, то сегодня этого нет. А возможно, люди бы постеснялись лишний раз «засветиться» в вытрезвителе.
Пока государство не поймёт, что наша основная проблема не инсульты и инфаркты, а пьянство, ничего не изменится. Нужно бороться с пьянством на федеральном уровне».
Игорь Резепин, главный токсиколог Челябинской области, зав. отделением острых отравлений ЧОКБ
Кто объел детей?
Предприниматели Челябинска наживаются за счёт плохого питания в школьных столовых - к такому выводу пришла комиссия городской думы. Вместо масла детей кормят маргарином, а иногда вовсе готовят из просроченных продуктов.
На прошлой неделе руководителей одного из таких предприятий отправили в СИЗО. Решение проблемы предложено одно - создание за счёт МУП «Комбинат школьного питания» централизованной системы управления.
«В Челябинске 123 общеобразовательные школы. Треть самостоятельно организуют питание детей. Из них 20 школ отказались от аутсорсинга, значит, сами нанимают поваров, производят блюда и продают их, извлекая при этом прибыль. Она расходуется на книги для учащихся и заработную плату персоналу. Практика показывает, что качество блюд и порции при такой системе значительно выше и больше, так как за всё головой отвечает директор, а не фирмы-однодневки. Ещё примерно 20 школ за счёт автономной формы имеют право заключать договоры с коммерческими организациями без аукционов. Не исключаем, что руководство некоторых из них может сотрудничать с предпринимателями на заранее невыгодных для школы условиях.
Что касается оставшихся 80 школ, то они ежегодно в формате аукциона определяют себе организаторов питания. Бюджетное финансирование составляет примерно 20% от общей суммы. Город платит около 12-16 рублей, а полный обед из первого и второго блюд стоит чуть больше 60 рублей. Эту разницу оплачивают родители.
Мониторинг показал, что многие организаторы питания торговали фактически «в ноль». Чтобы реализовать контракт, они обязались ещё и самостоятельно субсидировать школьное питание. То есть, чтобы извлечь прибыль, они покупали более дешёвую и менее качественную продукцию. Вместо мяса детям давали сосиски и колбаски, а также макароны.
Отработав год, такие фирмы набирают долги и банкротятся.
Сейчас система будет чуть другой. Комбинат вместе с коммерсантами будет заявляться на аукцион. Плюс МУПа ещё и в том, что прибыль, которая будет им извлекаться, пойдёт в дефицитный город-ской бюджет. Примеры успешной работы такой системы есть в Магнитогорске и Казани».
Александр Галкин, организатор горячей линии по некачественному питанию
Если без боли, то импорт
Специалисты Центрального бюро независимых судебных экспертиз в Москве установили, что смерть жительницы Магнитогорска Екатерины Климентьевой наступила из-за болевого шока во время пластической операции. Эксперты считают, что пациентка не получила достаточного обезболивания: препарат не обладал сильными анальгетическими свойствами.
«Такая проблема была всегда: небольшие клиники нередко экономят на качественных препаратах. Это касается и обезболивающих, и анестетиков. К сожалению, нет должного ухода за пациентом и после операции. В небольших клиниках зачастую нет специальных палат, где пациенты могли бы находиться под наблюдением специалистов. Сам порядок проведения таких операций толком не продуман и не организован на должном уровне. Мы ведь не Америка и не Германия, где есть специальные службы, которые следят за состоянием пациентов на дому.
Надо учесть, что практически все обезболивающие препараты у нас импортные. Подорожание валют, конечно, сказалось на их стоимости. Качественных отечественных аналогов нет. Не исключено, что небольшие клиники захотят сэкономить на препаратах. Экономическая ситуация в стране сейчас далеко не самая лучшая, объявлен курс на импортозамещение - и лекарственных препаратов в том числе. Но полноценная замена потребует времени и средств».
Александр Пухов, пластический хирург, профессор, доктор медицинских наук
Вернуть право выбора
Конституционный суд РФ принял к рассмотрению заявление главы Ассоциации муниципальных образований Южного Урала Юрия Гурмана, который требует отменить областной закон, ликвидировавший прямые выборы глав городов, районов и поселений Челябинской области.
«Шансы у Гурмана есть. Можно перечислить нормы Конституции, нарушенные этим законом. Прежде всего это статьи, согласно которым структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, они не входят в систему органов государственной власти, а в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В данном случае - право избирать главу муниципалитета. С населением этот законопроект не обсуждался, хотя власти обязаны были это сделать.
Спешно принятый в марте с подачи сидящего ныне в СИЗО по обвинению в коррупции вице-губернатора Сандакова, законопроект по своей логике исходит из двух ложных и вредных посылов.
Население городов и районов области не в состоянии избрать себе достойного главу, оно обязательно выберет жулика или некомпетентного человека.
Областные чиновники лучше населения муниципалитетов знают, кого именно назначить в них главами. Оба посыла не только ложны, но и создают опасную социально-политическую ситуацию, отрывая муниципальную власть от населения, отказывая ему в доверии, а также прямо указывая на губернатора как единственно ответственное за происходящее в территориях лицо.
Это очень неустойчивая модель, поскольку переворачивает «пирамиду власти» в регионе с основания на наконечник. Прямые выборы, возможно, не идеальный политический инструмент, но лучшего никто ещё не придумал. Самый замечательный губернатор не сможет проконтролировать каждого из сотни назначаемых глав. Лишая сегодня население права выбора, власть лишает себя его доверия и поддержки в трудный момент.
Поэтому следует добровольно, не дожидаясь решения КС, пересмотреть этот закон и внести в него поправки, гарантирующие обязательное и достоверное выявление и учёт мнения населения при определении модели избрания глав муниципалитетов».
Александр Подопригора, политолог