1146

Евгений Савченко: «Нужно действовать в интересах людей и государства»

Экс-министр общественной безопасности Челябинской области, генерал-лейтенант Евгений Савченко рассказал о своём видении путей решения экологических задач, а также приоритетах развития Челябинской области.

Ошибки и проблемы

- Вопрос экологии остро стоит в регионе. Какими вам видятся пути решения актуальной для населения области и особенно мегаполисов задачи? И как вы относитесь к строительству Томинского ГОКа?

Евгений СавченкоЕвгений Савченко: Начну с Томинского ГОКа. Сегодня, значительная часть населения и, складывается ощущение, сами региональные власти, в полной мере не пришли к окончательному мнению, соответствуют проектные материалы инициаторов Томинского ГОКа требованиям безопасности или нет. Без этого понимания у людей не может быть доверия и ощущения собственной безопасности. Считаю, что для реализации такого проекта необходимо авторитетное, компетентное, ответственное и убедительное экспертное заключение.

В целом, региональное гражданское общество чувствительно к вопросам экологической безопасности. Люди в регионе открыто проявляют недовольство состоянием атмосферного воздуха, качеством питьевых источников. При этом население, по моим наблюдениям, не видит адекватного и оперативного реагирования на их обращения и запросы. Жители территорий не ощущают обратной связи с властью, не понимают, что власти предпринимают для исправления ситуации.

К сожалению, ряд промышленных предприятий осознанно допускают нарушения экологического законодательства, соизмеряя свои выгоды и потенциальные штрафные санкции. Собственники и владельцы производств, пытаясь сохранить конкурентоспособность, всяческими путями снижают свои издержки. А значит, вместе с экспертным сообществом, власти должны прорабатывать формы стимулирования предпринимателей по соблюдению норм экологического права. Одновременно с этим властям региона требуется организовать рабочее взаимодействие с федеральными контролирующими органами. Это касается координации и синхронизации проверочных мероприятий, информационной работы с населением.

Отдельная тема - ошибки градостроительной политики последних десятилетий, также негативно повлиявшие на состояние экологической безопасности мегаполисов, промышленных городов области.

Примерно треть загрязнений атмосферного воздуха связана с многократным ростом числа транспортных средств с одновременным снижением действенного контроля за их технической исправностью. Отсюда актуальны продуманные схемы организации и регулирования транспортных потоков, проработка форм действенного контроля за исправностью выхлопных систем машин.

Актуальным остаются вопросы принятия мер по недопущению пожаров и загораний на заброшенных шахтах, карьерах и разрезах, многие из которых ранее не были законсервированы надлежащим образом.

Постоянного внимания и вдумчивого подхода требуют усилия по рекультивации свалок, ремонту и обустройству канализационных стоков, многие из которых не ремонтировались десятилетиями… В регионе требуется комплексная программа защиты водных объектов и особо питьевых источников.

Меня тревожит тот факт, что население области, оперативно и убедительно не получая от властей обратной связи на свои беды и страхи, становится объектом грамотного манипулирования разного рода внесистемных сил. Этим воспользовались и раскачивают политическую обстановку в области отдельные игроки крупного бизнеса. Это должно явиться тревожным сигналом для федеральной власти.

- Наряду с решением экологических задач, по вашему мнению, что должно являться приоритетом в развитии региона в ближайшие годы?

- Прежде всего следует помнить, что Челябинская область входит в состав Российской Федерации и потому региональная стратегия развития должна соответствовать интересам населения и государства.

В ближайшей перспективе, учитывая приграничное расположение региона, а также то, что географически он выступает связующим звеном европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком, считаю, что особое внимание важно уделять развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и сферы ее обслуживания. Снижение транспортных издержек не менее значимо для поддержания конкурентоспособности наших металлургов и машиностроителей, на долю которых в области приходится более 60% всего объема промышленной продукции.

В Челябинской области на территории 88.5 тыс. кв. километров горной, лесной и степной зон вместе с 6788 водными объектами есть потенциал развития туризма для поклонников экспедиционно-походного  отдыха. При проработке туристических маршрутов важно обеспечить их маркировку, места стоянок и привалов, устойчивую связь и возможности оперативного оказания необходимой медицинской, иной экстренной помощи. Значима грамотная информационная работа.

Помня, что молодежь – это здоровое и успешное, настоящее и будущее региона и страны в целом, важно их нацелить на обозримое «светлое будущее». Для этого приоритеты в воспитательной работе следует делать не на ограничениях и страхе, а на создании условий системного развития творческого потенциала молодого поколения, прививая уважение и бережное отношение к истории, традициям и культуре своего края, страны в целом. В настоящее время в такого рода полезную развивающую деятельность вовлечено не более 30% от общего количества детей и подростков. В области просматривается увлеченность разного рода развлекательными дежурно-шаблонными мероприятиями с пассивно-потребительским участием в них молодежи. Надо помнить, что детям важны любовь, внимание и забота. Будем честны. Сегодня во многих семьях, особенно многодетных, родители выживают, а не живут. И поддержка многодетных, многопоколенных семей должна стать приоритетом в социальных программах власти наряду с поддержкой нашего старшего поколения ветеранов.

Условия для инвесторов

- Евгений Юрьевич, в продолжение темы развития региона. В последнее время много говориться о привлечении инвестиций, как значимой составной финансово-экономического благополучия в регионе. На ваш взгляд, что необходимо предпринять?

- Прежде всего напомню, что развитая экономика с действенными регуляторами социальной ответственности является гарантом жизнеобеспечения общества. В условиях ограниченных возможностей областного бюджета, для развития экономики региона требуется привлечение инвесторов.

Инвестиционная привлекательность достигается властями, после предварительного решения ряда задач. Прежде всего, это обеспечение территории потенциального развития дорожно-транспортной инфраструктурой, электро-  газо- и водоснабжением, каналами водосточной сети, силами и средствами комплексной безопасности. Имеют значение квалификация и практические навыки местных трудовых кадров, возможности их обучения, актуализации знаний и компетенций. Надо помнить, что для инвестора значимы доверие и уважение к местной власти у населения.

В ином случае, инвестор или откажется от своих планов, или, понеся значительные траты, начнет диктовать свои условия и вести себя как хозяин территории.

Считаю, что основную организационную роль для обеспечения скоординированных межведомственных усилий должна взять на себя региональная власть - ее профильные министерства. Убежден, что работа по привлечению и поддержке инвестора не может носить формальный процедурно-ритуальный характер, а должна быть неформально системной.

- Ранее вы говорили о роли некого экспертного совета в определении приоритетов развития при распределении бюджетных средств, с участием в его работе представителей бизнеса, общественности. Почему вы уверены, что такая система могла бы положительно повлиять на развитие региона и муниципалитетов? В чем суть этого процесса?

- В Челябинской области на региональном и местном уровнях много различных экспертных и общественных советов. Считаю их важными инструментами выработки эффективных управленческих решений. Но сегодня, по моему мнению, работа большей части из них формально церемониальная. Связано это с тем, что состав экспертов и общественников зачастую формируется из приближенных тому или иному властному органу лиц.

Отдельно добавлю про бизнес-сообщество. В обществе многие воспринимают предпринимателей как жуликов, не осознавая их социальной значимости. В моем понимании социальная ответственность предпринимателей, наряду с производством и оказанием качественных и безопасных услуг, связана с их показателями возмездного вовлечения людей в трудовую занятость, а также объемах, полноте и своевременности уплаты обязательных платежей и налогов в бюджет. В свою очередь предприниматель должен быть мотивирован платить налоги не только под угрозой применения санкций, но и понимая, как уплаченные им налоги способствуют поддержанию и развитию бизнеса через развитие территорий.

Потому, при формировании регионального бюджета и в целом бюджетной политики, стратегии развития области, важно детально проработанное мнение Совета, включающего в свой состав социально значимые бизнес-структуры, полномочных представителей реально массовых и уважаемых в обществе объединений гражданского общества, а также ученых. Формирование подобного регионального Совета должно иметь конкретные и внятные критерии.

К примеру, для предпринимателей, их союзов и объединений, целесообразно учитывать удельный вклад в общие поступления налогов и обязательных платежей в региональный бюджет. Также необходимо считаться и с представителями бизнес-сообщества, обеспечивающими трудовую занятость значительной части населения.

Проработка проекта бюджета, его приоритетов и статей расходов, на мой взгляд, должны проходить обязательное согласование с подобным Советом, с каждой его составной – представителями гражданского общества, представителями бизнес-структур и отдельно науки. При этом основным принципом формирования бюджета должно быть ресурсное обеспечение и достижение принятых решений. Это формирует  прозрачность и актуальность бюджета, понятную стратегию  развития, выполнение поставленных целей Создаются условия для общественного договора и согласия в регионе, повышается качество жизни населения.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах