Сегодня Россия и Запад снова переживают не самые спокойные времена. Почему же мы не понимаем друг друга? Может быть, корни всего в религии, в том, что у православия и католицизма разные системы ценностей? Ведь даже Александра Невского у нас хвалят не столько за разгром немецких рыцарей, сколько за то, что не допустил распространения католицизма на Руси.
За ответами мы обратились к самому молодому профессору ЮУрГУ, доктору исторических наук Александру АНДРЕЕВУ. Темой своих исследований он сделал взаимодействие русского общества с Римско-католической церковью, историю неправославных вероисповеданий в России.
Ролики у храма
— Казалось бы, католики и Челябинск далеки друг от друга. Однако и у нас возник спор, когда православные потребовали убрать из храма Александра Невского атрибут католичества - орган. На чьей вы стороне в этом споре?
— Дело не в органе, а в использовании храма для неподобающих целей. Вот, представьте, наш бывший органный зал, люди (в том числе и женщины) входят в алтарь, с целью, понятно, весьма далёкой от богослужения. Это, скажу прямо, называется кощунством. Но само распоряжение о перемещении органа не могло ниоткуда выйти, кроме как из наших «высших» областных сфер. Но некоторым людям выгодно спекулировать на этом, кричать, что разорили «храм искусства». Выгодно в первую очередь жрецам этого самого искусства. То есть, здесь прямо-таки конфликт разных жрецов. Безусловно, я не мыслю себя вне мировой культуры, но абсолютно уверен, что христианское спасение важнее фуг Баха.
Расскажу одну историю. Три года назад, когда уже вовсю разгорелся конфликт по поводу органа и было получено разрешение изредка проводить на Алом поле богослужения, мы с женой зашли в этот самый органный зал, чтобы узнать расписание служб. Нас враждебно встретили работники культуры в галстуках-бабочках, затопали ногами и, гневно показывая на нас пальцами, пытаясь, наверное, что-то показать или доказать друг другу, провозгласили: «Вот они, наркоманы!» (имелись в виду, похоже, «опиум для народа» и те, кто на нём «сидит»). Понять этих людей, «трезвенников от культуры», можно, у них ведь свой интерес, но вот нас понять они так и не захотели.
— Заметил, что около костёла на ЧМЗ катаются дети на роликах и никто их не гоняет. Почему такое трудно представить на территории православной церкви?
— Потому что светский налёт в религиозной культуре католиков давно стал нормой. Для них нет ничего странного, если в костёле проводится концерт рок-группы или что-нибудь ещё в этом роде. Протестанты в этом отношении ушли дальше них, но и католики не сильно отстали. Православные же, на мой взгляд, ещё сохранили ощущение того, что дело спасения и современный городской быт с его чрезмерным комфортом и, главное, развлечениями (ролики - ведь это бытовой комфорт и развлечение, не правда ли?) — вещи разные. Есть такая поговорка: «Не путай Божий дар с яичницей». Так вот: самое время трактовать её буквально. Но в то же время не думайте, что у православного храма детям и поиграть нельзя. К любому храму в воскресенье подойдите - там дети прихожан играют друг с другом, бегают взапуски, резвятся, веселятся, и никто, уверяю вас, их не гоняет.
— Перенос органа многие связывают с фигурой бывшего нашего митрополита Феофана. Сейчас его сменил Никодим. Как считаете, приход нового митрополита скажется на религиозной ситуации в регионе?
— В любой, даже самой строгой структуре, а РПЦ, безусловно, к таковой относится, архиерей - это ещё и администратор. При всей вертикали власти, которую выстроил президент в стране, приход, скажем, нового губернатора означает большие перемены. То же самое и в церкви. Изменения будут, но какие? Насколько я знаю, в одном Никодим схож с Феофаном - заявил, что, как и предшественник, будет работать над увеличением числа храмов.
300 лет догоняем
— Некоторые утверждают, что на конфликт наших цивилизаций повлияла и религия - давние натянутые отношения между католичеством и православием. Вы с этим согласны?
— Тут речь идёт о менталитете, а изучать менталитет — это что-то околонаучное. Вроде того — пойди туда, не знаю куда, найти то, не знаю что. Но рациональное зерно в этом есть. Конфликты нашей страны с Западом случались уже бессчётное количество раз - сначала модернизация, потом переосмысление. Но вектор движения на Запад всё равно сохраняется.
Ценности, безусловно, у нас во многом различаются. У них индивидуализм и в миру, и в церкви, а в православии - соборность, причём во всём - от решения каких-то вопросов на деревенском сходе до догматических проблем в церкви. У католиков во главе папа, который может многое менять даже в культе, у нас же все вопросы только через Вселенский собор. Это не значит, что одно хорошее, а другое плохое - везде свои плюсы и минусы.
— По поводу индивидуализма тоже разные точки зрения - кто-то считает, что в этом наше спасение, кто-то видит погибель.
— На Западе человек никогда не теряется в толпе. Это неплохо, если судить с точки зрения буржуазного мира. Сравните, как проходят службы в храмах: у нас целая толпа, все перемешаны, а у католиков всё чинно, у каждого своё место.
И если для протестантов, которые выросли из католицизма, более всего важен успех своего дела, практицизм, то для православия - спасение, воздаяние. Словом, у них превалирует ра-зум, а у нас сердце.
— Так не отсюда ли наши беды? Когда вместо того, чтобы подстричь лужайку у крыльца, наш человек размышляет о спасении и воздаянии?
— Вы повторили точку зрения, которую в своё время озвучил философ Пётр Чаадаев. Да, конечно, такие установки во многом повлияли на мировоззрение, какие-то привычки. Вопрос ещё и в том, насколько нам надо постоянно догонять и перегонять европейские страны? Ведь эта гонка продолжается уже 300 лет. Вот тут могут быть разные точки зрения.
Видите ли, и православие, и католицизм сформировались ещё на заре средних веков, они абсолютно не современные, хотя само понятие «современность», как и «модернизация» - чисто капиталистические. По сравнению с католицизмом, православие ещё более архаично выглядит. В ту пору, когда всё формировалось, человек был очень не уверен в своём будущем, голодал, мало на что мог повлиять, так что ему оставалось лишь размышлять, что называется, о вечном.
— А сейчас все установки поменялись, и те устремления уже не актуальны?
— Я сам православный и вижу не только минусы. Считаю, что в недалёком будущем общество может всё-таки свести все устремления к общему знаменателю, и православие может в этом сыграть огромную роль. То, что мы не забываем о душе, - это большой плюс. Когда человек слишком приземлён, это большая беда. А реальность такова, что капитализм в своих основах деформирует религиозность.
Пещерное время
— В Японии, Китае, других странах, где распространён буддизм, тоже во главе угла ставят созерцательность, но при этом экономика там бурно развивается. Может, не в религии дело?
— Буддизм — это совершенно другое. Там действительно многое значит созерцательность, но она в итоге выплёскивается в какое-то внешнее действие. Вспомните, например, боевые искусства.
Возвращаясь к России, можно сказать, что интерес к вечным вопросам просыпается, когда жизнь человека бьёт — сытая спокойная жизнь такому интересу не способствует. И так уж получилось, что в России жизнь бьёт человека достаточно часто.
— Сейчас тоже такое время? Или сытое?
— У нас всё доводят до крайности, и нынешнее время я бы назвал возвращением к пещерному уровню. В первобытное время кто больше ценился? Философ, который перед входом в пещеру водит палочкой по песку и что-то придумывает, или же охотник, который мастерит хорошие стрелы? Ответ очевиден. И у нас сейчас эпоха пещерного прагматизма. С одной стороны, вроде всё правильно, но на самом деле это путь в никуда. Я даже могу судить по ситуации в науке. Но есть энтузиасты, которые работают не на карман, у кого в голове не бухгалтерская книга. Может быть, кстати, поэтому Россия при всех своих бедах рождала больше учёных и деятелей искусства, чем та же Швейцария. Идеи православия, самоотверженности тоже могли сыграть свою роль.
Челябинская епархия собирает средства пострадавшим на Ильменском фестивале
Святые мощи Иоанна Златоуста передали на хранение из Афона на Южный Урал
Реставраторы обнаружили в южноуральском храме роспись XIX века
Жители южноуральского села собрали 500 тысяч рублей на реставрацию храма
Евангелие через Skype. Молодежь Урала изучает Священное Писание онлайн