В Челябинске набирают популярность реконструкции битв, каждую субботу в парке Гагарина проходят показательные выступления бойцов. Откуда в XXI веке такой интерес к Средневековью, и почему рыцари жестоко обращались со своими женами – об этом АиФ-Челябинск узнал у реконструктора и тренера клуба по фехтованию «Мальтийский Крест» Александра Буздалова.
Эльвира Галимова, chel.aif.ru: Александр, откуда на Южном Урале такой интерес к реконструкциям?
– Я бы не назвал это только южноуральским феноменом. Сейчас по всему миру проходит такая волна – создаются фильмы, пишутся книги по темам жизни средневековья. Кроме этого, сам исторический средневековый бой становится официальным видом спорта, имеет несколько номинаций и ответвлений. Существует международный турнир – «Битва Наций», в этом году в нем приняли участие 42 страны, в том числе Россия. Мы с ребятами из Челябинска участвовали в отборе, дошли до чемпионата страны и заняли там восьмое место. А на мировой чемпионат поехали те, кто занял первые три места.
Вообще, реконструкция битв – это лишь маленькая часть того, чем мы, спортсмены «Мальтийского Креста», занимаемся. В первую очередь мы тренируемся, восстанавливаем систему фехтования, организуем средневековые турниры. А в перерывах сами изготавливаем доспехи, оружие и одежду для реконструкций.
– Расскажите о самом клубе, сколько в нем человек?
– Нас 25 спортсменов, из которых шестеро занимаются средневековым боем профессионально. Мы тренируемся два раза в день, пять дней в неделю. Остальные приходят тогда, когда могут – у каждого свое расписание. Кто-то дерется три раза в неделю, кто-то два. Меньше заниматься боем бессмысленно, поэтому все стараются соблюдать свой режим. На самих тренировках мы сначала разогреваем тело, только потом переходим непосредственно к фехтованию.
– Тренируете все 25 человек Вы один?
– Нет, мне помогает мой брат. Он учит молодежь – от 14 до 16 лет, а я – более развитых парней. Самих нас научили фехтовать еще в 2000 году ролевики-толкиенисты. Но битвы проходили на посредственном уровне, поэтому через год после знакомства с ними мы стали искать новое увлечение. И нашли клуб исторической реконструкции «Бойцовый Кот» в Челябинске. С ними мы были до 2010 года, потом мы сами организовали новый клуб – «Мальтийский Крест».
– Как стать участником клуба?
– Нужно связаться со мной, или с другими бойцами. Для занятий фехтованию и средневековых боев не нужны какие-то навыки, достаточно не иметь противопоказаний к занятиям физкультурой. А так мы развиваем бойцов с нуля.
– А кроме тренировок вы проводите теоретические уроки истории средневековья, например?
– Раньше такие уроки были, сейчас мы от них отказались. Но обычно одно тянется за другим – со временем боец сам начинает копаться в учебниках, смотреть исторические фильмы. Мы же после выступления на каком-нибудь турнире командой часто говорим об историческом контексте битвы. Или обсуждаем рыцарей за кострами на выезде.
– А как же Рыцарский кодекс? Ему вы своих подопечных обучаете?
– Нужно уточнить, что настоящие рыцари – не так уж и романтичны, как многим кажутся. Поэтому рыцарский кодекс часто довольно жесток. Например, такого трепетного отношения к дамам, как в романе «Айвенго» Скотта, не было и в помине. Было поклонение Даме сердца, но вот своих жен рыцари такими возвышенными не считали, и обходились с ними грубо.
У нас, спортсменов, кодекс несколько отличается от рыцарского. Понимаете, когда занимаешься теми или иными видами спорта, у тебя возрастает гражданская ответственность. И ты просто не можешь проходить мимо человека, которому нужна помощь. Поэтому да, наши спортсмены отбивали людей, помогали. Ведь чтобы помочь кому-то в беде, не обязательно называть себя рыцарем!
– А фехтовальные навыки помогали вам на челябинских улицах?
– Наше законодательство запрещает нам махать на улице мечом (Смеется). Но помогала физическая подготовка. Для того, чтобы двигаться в средневековом обмундировании – нужно много тренироваться. Доспехи весят 20-30 кг, и меч, которым нужно драться, весит еще полтора. Именно поэтому наш спорт – очень грубый, мужской.
– Получается, девушек в клубе вообще нет?
Есть две девушки, но они не дерутся, а занимаются подготовкой боя – шьют одежду, помогают организовывать турнир. Конечно, есть девочки, которые фехтуют, но для профессиональных соревнований к ним выдвигают очень высокие требования. Девчонки постоянно остаются с синяками и порезами, очень устают. Все-таки мне больше нравится тренировать мужчин.