Отделение Социального фонда России по Челябинской области сегодня предоставляет услуги практически каждому жителю региона, будь то пенсионеры, семьи с детьми, работодатели или пострадавшие на производстве. О том, как организована работа фонда, какие объемы финансирования используются для пенсионного и социального обеспечения жителей региона, мы узнали у исполняющего обязанности управляющего Отделением Социального фонда России по Челябинской области Владимира Николаевича Шаронова.
Отделению СФР исполнилось три года, и за это время круг полномочий ведомства значительно вырос. Как сегодня Отделение СФР участвует в жизни людей?
Каждый житель региона является нашим клиентом с рождения, так как Отделение СФР сопровождает человека на протяжении всей жизни, предоставляя большое количество мер социальной поддержки. С начала года объем перечисленных средств на пенсионное и социальное обеспечение жителей региона превысил 219,3 миллиарда рублей.
Какие меры соцподдержки сегодня оказывает Отделение СФР?
Нашими клиентами являются пенсионеры и ветераны, семьи с детьми, беременные женщины, люди с инвалидностью, военнослужащие, пострадавшие на производстве — словом, все, кому необходима поддержка и забота государства. Кроме того, Отделение СФР тесно сотрудничает с работодателями, предпринимателями и самозанятыми гражданами, которые формируют пенсионные и социальные права для себя и своих работников. Ежемесячно Отделение СФР расходует более 31 миллиарда рублей на выплату свыше 100 видов пенсий, пособий, социальных выплат и больничных.
Помимо этого, Отделение СФР обеспечивает граждан с инвалидностью путевками на санаторно-курортное лечение, протезами и другими техническими средствами реабилитации. Если инвалидность установлена в связи с производственной травмой, выдаются специально оснащенные автомобили, а также предоставляются путевки в центры реабилитации СФР. В 2025 году новые автомобили получили 12 жителей Челябинской области.
Также участники специальной военной операции проходят реабилитацию за счет средств Отделения СФР в 12 специализированных лечебных Центрах СФР. С 2025 года всем ветеранам боевых действий, которые были демобилизованы, выдаются путевки для прохождения реабилитации и санаторно-курортного лечения.
Как оформляются эти выплаты?
Отделение СФР предоставляет 93% услуг в электронном виде через портал госуслуг. Чаще всего гражданам достаточно подать заявление, а все остальные необходимые сведения поступят в рамках межведомственного взаимодействия.
Современная цифровизация позволяет реализовать проактивное обслуживание, при котором многие услуги оказываются беззаявительно. И каждый год их становится больше, что делает меры соцподдержки более доступными для граждан.
Благодаря проактивному информированию через портал госуслуг граждане получают актуальные уведомления о мерах социальной поддержки. Например, молодые родители узнают о доступных им пособиях и выплатах сразу после рождения ребенка, граждане в возрасте 40-45 лет получают предварительный расчет будущей пенсии, что позволяет вовремя принять взвешенное решение в отношении собственного пенсионного обеспечения. В этом году 296,3 тысячи жителей региона получили 655 тысяч уведомлений о будущей пенсии.
Бывает, что без личного приема не обойтись. Куда обращаться?
Для удобства граждан работает 46 клиентских служб Отделения СФР, расположенных во всех районах и крупных населенных пунктах Челябинской области. Прием ведется пять дней в неделю, также предусмотрена дополнительная возможность подачи документов и получения консультаций в последнюю субботу каждого месяца. Таким образом, жители региона всегда могут обратиться и получить услугу лично.
Какие выплаты и пособия предусмотрены для семей с детьми?
Отделение СФР оказывает всестороннюю поддержку семьям с детьми и будущим родителям. Ежегодно значительная часть бюджета направляется на финансирование «детских» выплат. Например, только с начала года на поддержку семей с детьми Отделение потратило 24,6 миллиарда рублей.
Первая финансовая помощь предоставляется уже в период декретного отпуска — это пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка. Сразу после декрета родителям полагается пособие по уходу за ребенком до полутора лет.
Одной из ключевых мер поддержки является единое пособие для беременных женщин и детей, которое позволяет поддерживать семью вплоть до исполнения ребенку 17 лет. Единое пособие назначается с учетом комплексной оценки нуждаемости: принимается во внимание доход и имуществу семьи, занятость родителей. В Челябинской области единое пособие получают родители более 160,5 тысячи детей и 4 094 беременных женщин.
Материнский капитал является ключевой мерой государственной поддержки семей с детьми?
Безусловно, программа материнского капитала действует 18 лет и остается важнейшей формой государственной поддержки в Челябинской области, потому что охватывает большинство семей региона, в которых родился ребенок. Величина маткапитала может составлять от 690 266,95 рубля до 912 162,09 рубля и зависит от количества детей и даты их рождения.
С начала года семьи Челябинской области распорядились средствами материнского капитала на сумму более 5,5 миллиарда рублей.
За эти годы программа материнского капитала совершенствовалась и претерпела немало положительных изменений, расскажите о них?
Материнский капитал ежегодно индексируется, расширяются его возможности. Отмечу, что с июня 2025 года срок рассмотрения заявления на распоряжение сокращен в два раза. Теперь специалисты Отделения СФР принимают решение о переводе средств в течение 5 рабочих дней, столько же потребуется и на перечисление.
Напомню, что более пяти лет сертификаты на маткапитал выдаются проактивно: сразу после регистрации рождения ребенка СФР автоматически формирует сертификат и направляет его в личный кабинет родителя на портале госуслуг. В 2025 году уже оформлено 9 090 сертификатов на материнский капитал, в том числе и за первенца.
Государство учитывает жизненные приоритеты семей с детьми. Это позволяет маткапиталу быть действительно достойной поддержкой, а в каких-то вопросах — стартовым капиталом.
Выплаты пенсионерам и людям с инвалидностью тоже автоматизированы?
Благодаря межведомственному взаимодействию сведения о многих событиях в жизни граждан (например, о рождении детей, установлении инвалидности, производственных травмах, утрате близких и др.) поступают в Отделение СФР практически в режиме реального времени. Это позволяет автоматизировать предоставление многих услуг.
Например, проактивно назначаются пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, федеральные социальные доплаты к пенсии, специальные социальные выплаты медработникам, ежемесячные денежные выплаты инвалидам и ветеранам боевых действий. Кроме того, Отделение СФР автоматически осуществляет плановую индексацию и корректировку пенсионных выплат.
Последние годы Отделение СФР создает для пожилых граждан Центры общения, почему эта работа так важна?
Каждый месяц в Челябинской области открываются все новые Центры общения для людей старшего поколения. Расположены они в зданиях клиентских служб Отделения СФР, что делает их доступными и удобными для посещения всеми желающими.
Центры общения открывают дополнительные возможности для самореализации, потому что являются пространством для обучения и развития людей серебряного возраста.
Сегодня в регионе 29 Центров общения, самый первый открыт в Копейске в 2022 году. С тех пор в них прошло более 1,5 тысячи мероприятий, которые посетили свыше 18 тысяч человек. Это говорит о том, что наши Центры востребованы, а каждый пенсионер находит занятие по душе.
Какие занятия проводятся для пенсионеров?
В Центрах проходит много мероприятий — уроки финансовой и компьютерной грамотности, на которых обучают правилам получения госуслуг, лекции на тему здоровья, занятия «Школы активного долголетия». Кроме того, в дружеской и уютной атмосфере в Центрах проходят концерты и литературные встречи, мастер-классы по рукоделию.
Расписание мероприятий публикуется на региональной странице сайта СФР. Также уточнить график можно в клиентской службе Отделения СФР или по телефону единого контакт-центра СФР.
Если у жителей региона возникнут вопросы, связанные с оказанием мер соцподдержки, то куда они могут обратиться?
По вопросам пенсионного и социального обеспечения граждане могут обращаться по номеру единого контакт-центра СФР: 8 800 100 00 01. И как я уже сказал, для личного консультирования открыты клиентские службы Отделения СФР, обратиться можно в любой ближайший офис. Адреса и режим работы опубликованы на официальном сайте СФР.