Примерное время чтения: 5 минут
122

Не рыба, а удочка. Челябинка открыла дело, чтобы дать работу инвалидам

Анастасия Дороганова / АиФ

В подвальном помещении жилого дома повсюду массивные разноцветные ткани, швейные машины, множество украшений и необходимые для шитья мелкие вещи. Старенький телевизор включен для фона, идет юмористическая программа. Ребята сидят за столом рядом и друг напротив друга, поглощены работой, периодически о чем-то переговариваются.

С 2014 года Людмила Григорьева работала в техникуме легкой промышленности мастером производственного обучения для специальной группы. В то время для нее это было первое знакомство с ребятами c интеллектуальными особенностями развития, первая возможность поработать с ними, дать им определенные знания, навыки и возможности. На тот момент у нее уже было свое ателье и работу приходилось разделять: часть дня в техникуме, часть в ателье. Обучая ребят с ограниченными возможностями здоровья, Людмила поняла: выполнение порученной работы – главное, чему она может их научить.

«Теорию они плохо брали, в основном выполняли какую-то ручную работу. Получалось так, что с ателье я таскала работу в техникум. И тогда мне в голову пришла идея: нужно объединить, нужно сделать так, чтобы и учебный процесс и производственный были вместе».

В 2018 году ателье «Рука об руку» стало зарегистрированной некоммерческой организацией, основная задача которой –  трудоустройство людей с инвалидностью.

«Мне позвонили и сказали: «Забирайте ее»

По образованию Людмила ­– дефектолог.

«Образование дает понимание: какая проблема, какие причины, как с человеком работать, какие методы и способы использовать. Но, по большому счету, используются все-таки человеческие качества, понимание, где-то терпение».

Название ателье «Рука об руку» выбрано не случайно. Основной метод работы с такими ребятами используется именно этот – рука об руку. Приходя сюда, в маленькое, но теплое и уютное помещение, вы видите и ощущаете готовность ребят протянуть руку помощи друг другу, вы видите и понимаете, что поддержка, в которой они могут нуждаться, будет им оказана. Учитывая особенности интеллектуального развития это наиболее эффективно: показать бывает сложно, объяснить – тем более.

Людмила Григорьева набирает на работу своих учеников.
Людмила Григорьева набирает на работу своих учеников. Фото: АиФ/ Анастасия Дороганова

Ребята, которые работают в ателье «Рука об руку», практически на 100% не имеют возможности устроиться куда-то, а те, которым это удается, как правило, на месте не закрепляются и покидают его достаточно скоро. Работодатели в таких случаях просто не готовы преодолевать те сложности, которые будут возникать в процессе работы, а возникать они будут в любом случае.

«Сейчас ребят намного больше, но когда в 2014 году я начала работать, у меня была всего лишь одна выпускница, - рассказывает Людмила. - Наташа, самая первая моя ученица, после выпуска устроилась работать в ателье. Через две недели мне позвонили и сказали: «Забирайте ее». Я думаю, проблема была психологическая, потому что ей всегда необходима была помощь, а сотрудники, которые работали рядом с ней, не были к этому готовы. Им надоедает, им нужно самим работать, а она тут что-то еще спрашивает. А кто такой работодатель? Это человек, который деньги зарабатывает, ему некогда думать о каких-то проблемах людей с инвалидностью».

«Разумеется, все реагируют по-разному, для кого-то это нормально, кто-то не понимает и не принимает, - продолжает Григорьева. - Один юноша мне как-то сказал: «Да расстреливать таких нужно, зачем они нужны в обществе». Но таких мало, это все-таки от уровня образованности людей зависит, поэтому я думаю, что у нас общество, в общем и целом все-таки образованное». А у меня в ателье ребята работают, у них есть желание учиться и самостоятельно делать что-то своими руками».  

Мы не даем рыбу, мы даем удочку

По мнению Людмилы Григорьевой, в трудоустройстве инвалидов многое зависит от государственной политики.

«Долгое время у нас люди с инвалидностью вообще непонятно где были, для государства их не существовало. В нашей стране ни секса, ни дураков не было. Сейчас позиция постепенно, но меняется. Работать есть над чем и эта задача стоит перед нами, перед специалистами: как работать, что предпринимать, в каком направлении двигаться. Сами люди с инвалидностью не будут делать этого. Мы должны дать им не рыбу, а удочку».

В планах Людмилы Григорьевой –получить грант на развитие и создать дополнительные рабочие места.

«Нам нужно и помещение побольше. У нас было налажено взаимодействие с техникумом по профессиональной подготовке, то есть, выстроена определенная система: они обучаются, получают профессию в течение двух лет, потом трудоустраиваются в нашу мастерскую. Но в прошлом году профессию вязальщицы, по которой мы обучали, в техникуме закрыли. Поэтому здесь мы ставим перед собой задачу еще и профессиональную подготовку взять на себя. Для этого нужна лицензия на образовательную деятельность. Ожидания оправдались. То, как мы это видели: будут ребята, будет работа, их руки всегда будут заняты. Все, что мы планировали, осуществилось. Сейчас главное поддерживать организацию заказами и оформлять все правильно и грамотно на государственную поддержку. Есть, куда расти, куда двигаться».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах