Примерное время чтения: 6 минут
1712

Наследие олигархов. Челябинские заводы начали вкладывать в благоустройство

В парке Терешковой этой зимой появится каток среди деревьев.
В парке Терешковой этой зимой появится каток среди деревьев. Администрация Челябинска

В городе случилось невероятное – крупнейшие заводы готовы оплатить возведение объектов для массового отдыха. Причем, речь идет не о какой-нибудь мелочи на один сезон, а о полноценном строительстве. В истеблишменте удивляются: давненько такого не было, чтобы местные олигархи вкладывали деньги в Челябинск. Причем, несмотря на то, что кризис на дворе.

Ленинский район получит набережную

Разработку проекта благоустройства набережной озера Смолино финансирует Челябинский трубопрокатный завод. Летом стало известно, что группа ЧТПЗ готова направить на это 10 миллионов рублей. Почему так дорого? Во-первых, это большая территория – около 13 га. Во-вторых, разработкой занимается именитое архитектурное бюро Wowhaus. Работа столичных профессионалов стоит недешево. Конечно, можно было бы озадачить этим местные конторы. Но тогда велик риск, что в итоге жители района получат обычный освещенный тротуар с неказистыми лавочками и «карманами» для ларьков.

Московские архитекторы предложили разбить набережную озера Смолино на несколько зон. Одна превратится в парк с деревьями. Здесь появятся кафе и смотровая площадка с выходом к воде. На второй площадке планируют установить детские игровые площадки и рампу для скейтеров. Третья зона задумывается как тихое экологическое место с тропинками у воды.

Архитектурную концепцию собирались показать в конце сентября, но из-за подъема заболеваемости коронавирусом и ОРВИ презентацию сдвинули на неопределенный срок.

В любом случае, это всего лишь разработка проекта. Челябинские власти еще будут искать инвесторов, чтобы заняться непосредственно благоустройством. Не исключено, что группа ЧТПЗ выделит деньги и на возведение набережной. Но пока этот вопрос не решен.

Хозяин ферросплавов даст деньги на лед

В этом году к благоустройству подключился один из крупнейших загрязнителей воздуха. В начале октября мэр Наталья Котова съездила на Челябинский электрометаллургический комбинат. Она встретилась с собственником ферросплавного производства Юрием Антиповым и договорилась о финансировании значимых объектов в городе.

Первым из них будет создание катка под открытым небом в парке имени Валентины Терешковой, что в Тракторозаводском районе. Изюминка проекта в том, что это будут ледовые дорожки, проложенные между деревьев. Хозяин ЧЭМК согласился оплатить работу компании, которая делала такие же катки на Красной площади в Москве и на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

- На это планируется потратить около 50 миллионов рублей. Причем, конструкция будет разборной, и ее можно использовать каждую зиму, - рассказал официальный представитель мэрии Владимир Сафонов.

После известия о том, что ЧЭМК в кои-то веки готов вложить деньги в благоустройство, среди челябинцев в соцсетях возникли жаркие дискуссии. Так, известный бизнесмен Денис Ни написал в Facebook, что это не Котова должна была ездить к олигарху, а он – к ней.

«Почему мэр миллионного города, которая представляет интересы всех жителей, едет на ЧЭМК, а не собственник идет в администрацию и умоляет дать ему возможность вложить деньги в городскую среду? Ведь он как-то должен компенсировать нанесенный за десятилетия экологический вред? Эти товарищи должны обивать порог приемной главы города», - рассуждает руководитель челябинской компании Yellowstone development Денис Ни.

В комментариях мнения разделились. Одни согласны, что заводы должны финансировать благоустройство ради компенсации вреда городу. К тому же, каток от предприятия с многомиллиардной прибылью – это мелковато. Другие считают, что бизнес и без того помогает людям.

«ЧЭМК – один из градообразующих заводов. Он кормит под 50 тысяч сотрудников и платит гигантские налоги. Нынешнему хозяину предприятие досталось с «первобытными» технологиями и соответственной экологической нагрузкой. Трясти с собственника в кризис каких-то плюшек для города – мягко говоря, странно для чиновников. Хотите благоустройства – езжайте в Москву и трясите федеральные субсидии», - написал житель Челябинска Владимир Кантор.

Помимо катка в парке, ЧЭМК профинансирует часть благоустройства набережной реки Миасс.

Примечательно, что хозяин комбината Юрий Антипов согласился вкладывать деньги в город после того, как поделил бизнес с другим челябинским олигархом – Александром Аристовым. При этом сам Аристов после дележки активов тоже решил оставить полезное наследие для Челябинска.

- На Северо-западе планируется возведение центра экстремальных видов спорта. На предложение стать инвестором откликнулся холдинг «Ариант» (принадлежит зятю Аристова – Ред.), - подтвердили в пресс-службе мэрии.

В администрации города говорят, что бизнес привлекают к благоустройству лично губернатор и градоначальница. Странно, что этого не было при прежних властях. Может, такими темпами мы и метро дождемся?

Мнение

Игорь Лашманов, председатель совета Челябинского регионального общественного движения «Развитие региона», бывший замминистра экономического развития Челябинской области:

Соперничество двух уральских городов Екатеринбурга и Челябинска было всегда. Их партийные, советские, «перестроичные» и, наконец, рыночные руководители постоянно с ревностью наблюдали, что нового в строительстве и архитектуре мегаполисов появилось у ближайших соседей. В конце 90-х сохранялся приблизительный паритет в этом направлении – что-то лучше было у челябинцев, что-то у свердловчан. В начале «нулевых» постепенно сложившийся паритет «накренился» в сторону северного миллионника. Величественный Храм на крови, быстрорастущие стеклянные высотки. В Челябинске же продолжали «клепать» стандартные «панельки». Только, пожалуй, пешеходная «Кировка» и реконструированные парки имени Гагарина и Пушкина стали ярким пятном в тогдашнем неброском городском облике.

За пару десятилетий наши соседи ушли далеко вперёд. Ведущие свердловские бизнесмены Козицын, Алтушкин, Пумпянский и другие буквально «наперегонки» подключились к облагораживанию главного города среднего Урала. Сегодня Екатеринбург буквально не узнать - благоустроенный, современный, с индивидуальными прекрасными особенностями,  ничем не уступающий городам-красавцам Европы и Америки. Мы же остались всё там же - в начале «нулевых».

Достаточно неожиданные инициативы наших ведущих предприятий, озвученные в СМИ, принять участие в благоустройстве города, обновлении его облика пока покрыты некоторой тайной. Ведь совсем недавно, при подготовке, так и не состоявшихся, саммитов ШОС и БРИКС, никакого рвения помочь власти в строительстве знаковых объектов они не проявляли.

Может быть, это искреннее желание оставить добрый след в памяти южноуральцев? Хочется, чтобы так оно и было. Некоторые говорят, что это пандемия повлияла на проявившийся патриотизм наших олигархов. Дескать, и они осознали, что общая беда сближает людей и надо вкладываться там, где живёшь ты, твои близкие и твои земляки.

Я неплохо знаю наших ведущих бизнесменов. В подавляющем большинстве они абсолютно вменяемые люди и патриоты своей малой Родины. Им небезразлично, что происходит в столице Южного Урала. На мой взгляд, что-то изменилось в их представлении, как и где должны жить люди, благополучие которых, во многом, зависит от них. Если другие флагманы южноуральского бизнеса часть своих прибылей вложат в благоустройство общественных пространств, то это будет не «квасной» патриотизм, а патриотизм настоящий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах