Примерное время чтения: 9 минут
130

Хлынули в колледжи. 70% детей на Южном Урале уходят из школ после 9 класса

Екатерина Добринская / АиФ

То, что высшее образование перестало быть главным в жизни современной молодёжи, уже не новость. Сегодня в южноуральских вузах обучается чуть более 80 тысяч студентов, а в колледжах и техникумах – почти 105 тысяч.

В 10-й класс идёт лишь треть

«Приведу ещё одну цифру: 70% девятиклассников выбирают колледжи, а не переход в десятый класс, - заявила первый замминистра образования и науки Челябинской области Ольга Статирова. – И этот процент стабилен на протяжении последних четырёх лет. Кстати, в среднем по стране он несколько иной – 50%, то есть половина девятиклассников идут в СПО (среднее профессиональное образование – Прим.ред.), а половина продолжают учёбу в школе. Правда, и самих девятиклассников с каждым годом всё больше. Молодое поколение стремится к самостоятельности, в том числе и финансовой, а в колледжах, начиная уже с первого курса начинается практика, и вся она оплачиваемая с официальным трудоустройством. Это, конечно, связано с дефицитом кадров на рынке труда, которые переживает вся страна. Челябинская область – регион промышленный, нам рабочие руки жизненно необходимы».

Многие выбирают колледж ещё и потому, что уверены: после него легче поступить в вуз. Это действительно так при условии, что в колледже студент учился хорошо. Если выбранное направление совпадает с тем, которое он изучал в колледже, то поступать в вуз можно уже не по результатам ЕГЭ, а по внутренним экзаменам университета.

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

Большую роль в повышении внимания абитуриентов и их родителей к СПО сыграл федеральный проект «Профессионалитет». Его главная цель - обеспечить страну рабочими руками, компетентными кадрами среднего звена. Студенты «Профессионалитета» в сжатые сроки проходят обучение в современных мастерских и лабораториях, а затем гарантированно устраиваются на предприятия, которые тесно сотрудничают с колледжами опять же в рамках проекта.

«С внедрением «Профессионалитета»  серьезно изменилась материально-техническая база учебных заведений, - отметила директор челябинского энергетического колледжа им. С.М. Кирова Вера Бородина. - Цифровые технологии требуют  других навыков от студентов. Учиться стало интересно, но сложно, и сложнее поступить в колледж: теперь даже те, у кого средний балл аттестата 3,5 или 3,7%, не всегда проходят конкурс. У нас 16 направлений и 400 бюджетных мест. Но ещё пару лет назад на 400 бюджетных мест мы получали примерно 800-900 заявлений, а в прошлом году их было 1500. Конкурс составил три человека на одно место! Самые востребованные сегодня – технические специальности. Они же самые высокооплачиваемые.  Практически все старшекурсники совмещают учёбу с работой, трудятся на промышленных предприятиях».

От трёх человек на место

«Мы с удовольствием принимаем ребят на оплачиваемую практику и впоследствии трудоустраиваем, - подтвердила начальник управления персоналом филиала ПАО «Россети Урал» - «Челябэнерго» Елена Самсонова. – Если студенты хотят развиваться, мы как будущий работодатель такую возможность даём. Уже на первом курсе знакомим их с электротехническими специальностями. За прошлый учебный год и с начала этого практику у нас прошли более 300 ребят, это будущие электромонтеры, электрики, электрослесари. Руководители наших подразделений говорят о том, что в некоторых случаях профессиональная подготовка выпускников колледжей, техникумов добротнее, чем в вузах. То есть ребята выходят из колледжа с профессией в руках, досконально понимают свою работу».

«Для учебных заведений проект «Профессионалитет» - действительно серьёзная финансовая помощь в плане создания учебных полигонов для освоения рабочих профессий, а для нас как для работодателей – возможность задать такой вектор развития, чтобы на выходе студент полностью соответствовал тем профессиональным компетенциям, которых от него ждут, - прокомментировал директор учебно-аккредитационного центра Союза строительных компаний Урала и Сибири Игорь Жиденко. – Четыре года назад мы поняли, что скоро у строительных компаний будут очень востребованы специалисты, владеющие технологиями информационного моделирования. Предложили внести коррективы в учебные планы колледжей, с которыми работаем (их в строительном кластере 12 – Прим.говорящего). Кто-то их внёс, а кто-то проигнорировал прогноз. Сейчас у выпускников колледжей, внедривших технологии информационного моделирования в учебную программу, профессиональных компетенций гораздо больше».

Он выразил надежду на то, что «Профессионалитет» задержится не на 2-3 года, а станет постоянной тенденцией. Работодатели удовлетворены теми студентами, которые побывали у них на практике, их устраивает уровень подготовки ребят.

«Конечно, некоторые молодые люди, не достигшие возраста 20 лет, менее ответственны и менее понимают, что такое труд вообще, нежели те, кто уже чуть-чуть поработал, - заметил Игорь Жиденко. - Надо объяснить студенту, что получить диплом – это ещё не всё, ещё нужно доказать работодателю, что его уровень профкомпетенций достаточно высок. Ещё одна проблема: когда «Профессионалитет» только запустили, речь шла о сокращении сроков обучения. В итоге выпускались ещё несовершеннолетние. Но по закону на должность мастера-отделочника строительных работ, сварщика, электромонтажника, кровельщика, бетонщика-арматурщика нельзя взять человека, которому ещё нет 18 лет. Это виды тяжёлых работ, опасных производств».

Заплатить не значит поступить?

1 марта на сайтах учебных заведений СПО должна появиться информация о грядущей приёмной кампании с новыми ценами на коммерческое обучение.

«Год обучения в нашем колледже стоит не более 80 тыс. рублей, - привела цифру Вера Бородина. – Если студент хорошо учится и всячески показывает себя, на 2-3 курсе он может перевестись с платного обучения на бесплатное. А ленивые покидают бюджет! Но таких немного».

В Южно-Уральском государственном техническом колледже стоимость коммерческого обучения примерно та же – около 90 тыс. рублей в год. Причём на 2024-2025 учебный год было набрано больше коммерческих групп, чем планировалось изначально.

«Но даже на коммерцию есть минимальные проходные баллы, поэтому плата за обучение – отнюдь не 100%-ая гарантия поступления, - предупредила заведующая отдела по связям с общественностью колледжа Мария Кашурина. - Если молодой человек выбирает творческие специальности (например, архитектуру), то ему необходимы творческие способности, без этого вступительных испытаний не пройти».

На будущий учебный год руководство колледжа планирует набрать 550 студентов на базе 9 классов и 25 на базе 11-ти. Абитуриентам-девятиклассникам здесь предлагают аж 20 специальностей на выбор, тогда как одиннадцатиклассникам только одну (строительство и эксплуатация зданий и сооружений – Прим.ред.), причём проходной балл на эту специальность довольно высок.

«Поступить сейчас в колледж на бюджет с баллом 3,0 практически нереально! – подчеркнула Мария Кашурина. – До «Профессионалитета» у нас на 660 бюджетных мест подавали 1500 заявлений, в прошлом году их количество перевалило за 3000. Есть специальности, где конкурс от 8 до 12 человек на место! Знаете, сейчас даже отношение родителей к колледжам изменилось. Ранее бытовало мнение, что человек успешен только если у него есть высшее образование, сейчас установки другие. Человек, получивший СПО, не менее успешен!»

Фото: АиФ-Челябинск/ АиФ-Челябинск

В 2024 году в колледжи и техникумы Челябинской области поступило 35 тысяч ребят. Половина из них – бюджетники.

К слову, молодых людей привлекают не одни технические специальности: довольно высок интерес и к творческим профессиям.

«В 2022 году зашли в «Профессионалитет» с колледжем креативных индустрий, - рассказал директор Южно-Уральского государственного колледжа Дмитрий Петров. - Речь о новых специальностях, некоторых раньше даже не было в Челябинской области, например, анимация, мультипликация, фототехника, разработка игр. Спрос на эти специальности с каждым годом растет, конкурс достигает 3-4 человека на место! В этом учебном году набрали дополнительную группу ввиду большого количества желающих. Будем рассматривать увеличение набора и в будущем».

Без аттестата будет сложно

Приемная кампания в ссузы Челябинской области начнётся не позже 20 июня.

«На бюджет в колледж поступают по конкурсу аттестатов, - констатировала факт Ольга Статирова. - Это, кстати, не означает, что складывают все оценки и делят сумму на их количество, нет. У образовательной организации, исходя из специфики профессий, есть право из полного набора предметов, обозначенных в аттестате, выбрать те, которые ей наиболее интересны, и средний балл вычислить именно по ним. Если ребёнок аттестат не получил – это серьезная проблема. Тогда ребенок возвращается в школу на повторное изучение тех предметов, которые он не сдал. Этой возможностью надо обязательно воспользоваться, потому что надо все-таки получить аттестат, без него никак».

Некоторые техникумы и колледжи работают с ребятами, оставшимися без аттестата. То есть параллельно повторному обучению в школе можно получить рабочую профессию на базе техникума. Это не профессиональное образование, а ускоренная курсовая подготовка. По окончанию молодой человек получает не диплом, но свидетельство о получении рабочей профессии, то есть по идее это гарантирует ему трудоустройство.

«Если ребёнок не проходит в колледж по конкурсу со своим аттестатом, то вариантов развития событий несколько, - говорит Статирова. - Можно вернуться в школу в 10-11 класс. А можно изначально подать заявления в несколько колледжей. Не пройдёт в колледж своей мечты, зато может пройти в другой, а на втором курсе, например, перевестись туда, куда хотел. Истина прописная: надо хорошо учиться. И помните: система СПО представлена не только техническими специальностями, это и сфера услуг, и креативные индустрии. Дефицит кадров у нас во всех отраслях экономики! Пробуйте себя, сейчас очень много профориентационных мероприятий как в самих колледжах, так и в школах. Главное сделать правильный выбор, тогда и все остальное получится!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах