Недавно в Челябинске впервые прошло награждение научных династий региона. Отметили представителей 12 династий из ведущих вузов Южного Урала. Среди награждённых есть настоящие рекордсмены — например, династия Раковых-Коржаковых-Калугиных, чей общий стаж в педагогической деятельности насчитывает около 400 лет.
Один из представителей этой славной династии, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета Елизавета Калугина рассказала корреспонденту chel.aif.ru историю своей семьи.
![Торжественный прием научных династий впервые прошел на Южном Урале.](https://static1-repo.aif.ru/1/b5/2902131/c/9154d8b27da22bee82dbbed32e983fb0.webp)
Выжил и стал учёным
Эльдар Гизатуллин: — Кто был основоположником вашей династии?
Елизавета Калугина: — Два основоположника нашей династии — это Василий Раков и Елизавета Коржакова. Так получилось, что эти две ветви слились в династию моих родителей. А я уже представитель третьего поколения. Нашу династию часто приглашают участвовать в различных конкурсах, потому что общий стаж действительно большой — более 400 лет. А в этом году мы приняли участие в конкурс династий именно научно-исследовательской деятельности — не просто педагогической.
У Василия Павловича стаж — 45 лет. Он у нас доктор филологических наук, профессор. Был специалистом по советской литературе, всю жизнь посвятил Маяковскому — написал несколько замечательных книг по его творчеству. Мама всегда очень трогательно рассказывала о его семье, где было 11 детей. Всю семью сослали в Сибирь — из-за холода и болезней 7 из них умерли.
— Действительно, тяжёлая судьба. И, тем не менее, ваш дедушка стал крупным учёным?
— Он очень хотел учиться, заниматься наукой. Закончил Новосибирский педуниверситет, параллельно учится на трёх факультетах (филологическом, историческом и факультете иностранных языков). После дедушка работает в этом вузе — это было послевоенное время, когда надо было многое восстанавливать, в том числе и в образовании. Надо было заново создавать кафедры, факультеты. После работает в Куйбышеве, затем в Бийске. Везде его приглашают на руководящие должности.
К тому времени у него уже три дочери. Жена — тоже преподаватель, лингвист, специализирующийся на немецком языке. После Бийска они едут в Кустанай — опять поднимают педуниверситет. Наконец, переезжают в Челябинск, где дедушка становится проректором пединститута по научной работе. Для меня он, конечно, настоящий титан — такой жизненный путь, столько городов! Он ведь еще и воевал, имел награды.
Я вспоминаю бабушку, которая постоянно слушала диссертационные исследования его аспирантов, которые приходили к ним домой. Семья постоянно была в этой атмосфере. Бабушка работала в ЧПИ на кафедре иностранных языков. Была рукодельница, всё сама шила и вязала. Умела готовить невероятно вкусные блюда — гостей всегда был полон дом.
![Два основоположника нашей династии — это Василий Раков и Елизавета Коржакова](https://static1-repo.aif.ru/1/8d/2902134/c/7146ae2e8d805ed5bc7f3e390430da58.webp)
— А дочери пошли по стопам родителей?
— Все три сестры закончили наш вуз. Старшая дочь. Людмила Рогачёва, работала в школе в закрытом городе в Свердловской области. Затем вернулась с семьёй в Челябинск — она до сих пор преподаёт немецкий и английский языки в школе № 23, несмотря на то, что ей 76 лет. Ученики её обожают.
Средняя сестра, Светлана Коржакова — это моя мама. Она работает после окончания учёбы в вузе — 53 года, включая 32 года в деканате математического факультета, является кандидатом педагогических наук. Все до сих пор вспоминают период, когда она была руководителем.
Младшая сестра — Наталья. Работала на кафедре иностранных язык, тоже кандидат педагогических наук, потом переехала в Москву. Судьба её сложилась так, что после замужества она уехала в Германию.
«Передайте ему низкий поклон!»
— Как сложилась история представителей следующего поколения?
— Елизавета Коржакова, родная тетя моего папы, представитель второй линии. Она была заслуженным учителем РСФСР и работала завучем в школе № 1 города Миньяр. Мой папа тоже из этого города. Сын Елизаветы Александровны, Владимир — кандидат технических наук — преподавал в Озёрском технологическом институте.
Преподавательскую деятельность Елизавета Александровна успешно совмещала с работой в качестве депутата городского, районного и областного Советов трудящихся, разрабатывала инновационные формы и методы обучения. Она учила моего папу и привила ему любовь к математике. Папа поступил в наш вуз, где и познакомился с мамой. Затем он работал в школе № 147, долгий период в радиотехникуме, а сейчас по-прежнему трудится в лицее № 11.
— Профессия, что называется, не отпускает?
— Я хвалю всех своих родных, но папа — действительно учитель от Бога! Я могу просто идти по улице, и меня останавливают совершенно незнакомые люди и говорить: «Вы дочь Владимира Михайловича? Я учился у него в таком-то году там-то — передайте ему низкий поклон!». До сих пор пишут письма, приглашают в гости — а ученики ведь разъехались по всему миру. И всякий раз при встречи говорят, что звание «заслуженный учитель» получено не спроста. Он до сих пор просто горит своим делом. К нему обращаются желающие поступить в такие крупные вузы, как МФТИ.
Папа создал системы различных упражнений, заданий, выпустил популярные задачники. Даже в свободное время он постоянно решает задачи — вышли новые задачники того же МФТИ, и он тотчас их решает. В течение 20 лет является заместителем председателя областной комиссии ЕГЭ. И постоянно делится своими знаниями с детьми — а вот так можно решить, или же вот так. Я говорю: «Папа, может достаточно одного варианта? Дай бог, его освоить». Просто я знаю, о чём говорю, так как сама училась у папы в лицее.
![Елизавета сначала хотела стать врачом.](https://static1-repo.aif.ru/1/76/2902129/c/58f91ac8b14c283cbe8a2e5d4267e5ce.webp)
Все поколения талантливые
— Для вас, наверное, выбор профессии вообще не стоял?
— Честно говоря, я сначала хотела стать врачом. Хотя, конечно, никакого негативного восприятия педагогики у меня не было. Но в какой-то момент я перенасытилась химией и биологией и поняла, что боюсь работать каждый день с людьми, которые приходят постоянно с жалобами. И осознала, что хочу преподавать. Выбрала в итоге лингвистику — английский язык. Мне посчастливилось встретить на своём пути научного руководителя Александра Аменда.
— Ваши дети не выбрали уже педагогику?
— Дети мои математики. Сын заканчивает школу, собирается поступать в ЮУрГУ. Дочь учится в 8 классе, она очень сильный математик, во всех олимпиадах принимает участие. Не знаю — возможно, дочь будет преподавать.
— Как показывает ваш педагогический опыт, поколения студентов сильно отличаются друг от друга?
— Да, отличия есть. Влияет даже специализация. Пришли ко мне историки — они все в политике, начинают полемики, сравнивать различные события. Математики — системные, весь материал всегда в таблицах. Бывают поколения творческие, а иногда встречается инертные, хотя, возможно, они талантливы в ином. Но ребячество остаётся — это ведь свойство чисто студенческое. Так что я категорически не согласна с тем, что молодёжь сейчас хуже. А вот учиться с каждым годом всё сложнее. Но юные очень восприимчивы.
— Каждый год педвузы выпускают множество специалистов, но в школах по-прежнему дефицит кадров — по вашему мнению, в чём причина?
— Ответ лежит на поверхности. Талантливых ребят много. Я могу сразу увидеть, что вот этот студент будет хорошим учителем. Но, к сожалению, низкая зарплата зачастую остаётся препятствием при выборе — идти работать в школу или нет. Особенно если это касается мужчин, которым надо обеспечивать семью. Многие всё-таки идут в школу, берут дополнительную нагрузку, но значимой финансовой отдачи всё равно нет. В университете тоже не хватает молодёжи среди преподавателей — это проблема, которую надо решать.