40-летний юбилей отметили «Аргументы и факты», а «АиФ-Челябинск» – 25 лет своей истории. Как оказалось, нашим изданием интересуются не только обычные читатели, но и учёные.
Газета стала предметом научного исследования, над которым сейчас трудится заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ, кандидат филологических наук Светлана Симакова.
Что может иллюстрация?
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: – Почему вы выбрали для своей научной работы именно «Аргументы и факты»?
Светлана Симакова: – Меня интересовала прежде всего тема визуализации в СМИ, особенно инфографика. Среди общественно-политических изданий, которые используют инфографику, выделяются как раз «Аргументы и факты». У вас в этом смысле достаточно интересная подача, которая сопровождает как новостные материалы, так и спецпроекты. Я изучала не только информативную, но и эстетическую сторону иллюстраций – как инфографики, так и фотографий.
– А какие события привлекли ваше внимание?
– Например, как ваше издание освещало трагедию в Кемерово. Вы разместили такие фотографии, чтобы максимально оберечь чувства пострадавших при пожаре. Не было снимков детей, хотя другие издания этим грешили. Тем не менее по выбранным фото чувствовалась боль людей. Я бы назвала снимки корректными. Видно, что издание трепетно относится к чувствам читателей.
Главным героем стали не люди, а сама локация – полуразрушенное здание. Возможно, такой подход вполне оправдан. По крайней мере, даже здание выглядело трагично.
Или же ситуация, когда в Сирии сбили российский самолёт-разведчик Ил-20. Понятно, что тогда не было возможности опубликовать фотографию, поэтому в издании появилась инфографика, где было что-то похожее на игру «Морской бой». В результате в этом случае человеческая трагедия как-то ушла на задний план. Не исключаю, что дизайнер, который создавал инфографику, так глубоко не задумывал, просто повлияли технические характеристики.
Для зрелого читателя
– Я помню, что в советских газетах снимки были довольно маленькие, а текст мелкий. Тогда явно старались поместить максимальный объём печатной информации, а не иллюстративной…
– Да, в то время был такой подход. Сейчас объём текста сократился за счёт иллюстраций, но это не должны быть просто просто картинки. Их задача – нести информацию. Когда-то в числе первых инфографику стали использовать в газете «Челябинский рабочий». Уже в ту пору стало ясно, что обычные цифры не столь иллюстративны, чем вариант, когда их сочетают с различными картинками, графиками.
– Ваши студенты интересуются исключительно электронными СМИ?
– Не сказала бы. Есть те, кто выбирает печатные СМИ. Специализация происходит на третьем курсе. На Интернет, конечно, идёт большой поток, но далеко не все отдают предпочтение именно этим медиа.
Уже давно идут дискуссии, не исчезнут ли печатные СМИ. Думаю, они будут продолжать жить, но их формы будут меняться. Надо задуматься: что привлекает читателей в Интернете? Это оперативность, структурированность. Эти выявленные плюсы Интернета надо применять в печатных СМИ.
– Известно, что в Японии, несмотря на давнее развитие Интернета, продается множество газет и журналов.
– Да, верно. Мы тоже к этому придём. Пройдёт пик этого процесса, этап насыщения, и снова захочется взять газету или журнал в руки. Видимо, газеты будут ориентироваться не на новости (тут за сайтами и информационными агентствами действительно не угнаться), а на аналитические материалы, очерки. Это материалы для более зрелого потребителя, и я имею в виду не физический возраст, сколько уровень зрелости. Не случайно, кстати, конкуренцию выдержали печатные издания, которые ставку делают как раз на аналитику.
Не верить, но перепроверять
– Считается, что нынешнее молодое поколение с малых лет находится под мощным информационным воздействием. Значит ли это, что они более восприимчивы к любой новости? Или, наоборот, мало кому верят?
– Могу судить только по своим студентам (а это всё-таки определённый слой молодёжи): они не доверяют лишь одному источнику информации, предпочитают сравнивать и перепроверять. Мы их этому учим, говорим об этом не только студентам, но и педагогам в рамках нашего проекта «Медиаграмотность». Приглашаем на эти занятия всех, кому интересны СМИ, проводим мастер-классы с профессиональными репортёрами.
– Школьники в плане доверия к СМИ отличаются от студентов? Всё же было несколько громких случаев, когда именно в школах детей чуть ли не заставляли придерживаться одной точки зрения.
– Видите ли, в школах педагогам часто приходится, что называется, брать под козырёк, хотя в ныне существующих условиях обилия информации навязывать одну точку зрения сложно. Но у нас на факультете нет никакой цензуры, студенты могут писать в учебные СМИ практически о чём угодно, хотя иногда читаешь, что они написали, и за голову хватаешься! Но это их мнение, и мы учим аргументированно его высказывать.
– В 1990-е годы в медиасфере бушевали настоящие политические войны, а студенты были озабочены лишь заработком, так как времена были тяжёлые. Не обратная ли сейчас ситуация – зарабатывать стало проще, а студенты больше интересуются политикой?
– Возможно, так и есть. Студенты во все времена были потенциальными «революционерами». Важно то, кто их поведёт и куда. Молодёжи нужна возможность для самореализации. Кто-то это делает в том числе и в журналистике – печатной или электронной.