Примерное время чтения: 9 минут
2174

Спецнабор для ЧВВАКУШ. В России отмечается День штурманской службы ВВС

Курсанты ждут приказа от командира о начале учебных вылетов.
Курсанты ждут приказа от командира о начале учебных вылетов. / фото Александра Фирсова / АиФ

24 марта отмечается День штурмана Военно–воздушных сил России. Корни праздника уходят в 1916 год, когда начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции. Но на Южном Урале история штурманской службы началась на 20 лет позже.

Шанс для ЦАНС

В начале двадцатого века Россия была одним из главных инициаторов создания штурманской службы в мире. Тогда в нашей стране еще до Первой мировой войны были созданы тяжёлые бомбардировщики. Впоследствии на них и основывалась вся штурманская служба – несколько человек в составе экипажа работали над «подъемом» самолета в воздух.

Например, первым советским штурманом был Георгий Иванович Лавров. В команде с лётчиками И.И. Сикорским, Х.Ф. Пруссисом и механиком В.С. Панасюком на самолёте «Илья Муромец – 2» он совершил перелет по маршруту «Петербург – Орша – Копыль – Киев» в 1914 году.

А 24 марта 1916 года на Ходынском поле (г. Москва) была создана центральная аэронавигационная станция (ЦАНС). Некоторое время на ЦАНС работал Борис Васильевич Стерлигов. В 1933 году он станет первым флаг–штурманом России. Кроме того, Стерлигов руководил штурманской службой во время Второй мировой войны.

Борис Васильевич написал много книг, часть из них хранится в музее ЧВВАКУШ. Также в 1943 году он создал «Наставление по штурманской службе авиации», которое стало основой современных навигационных правил. Стерлигов являлся прародителем школы штурманов, в том числе создания училищ лётчиков–наблюдателей.

Спецнабор из отличников

«Первоначальное обучение штурманов необходимо и важно. Наше училище – это колыбель штурманской службы», – говорит заведующий музеем ЧВВАКУШ подполковник Андрей Владимирович Пьянков.

В 1936 году под руководством полковника Эдуарда Юрьевича Лепина посреди поля и с одним самолетом У–2 (или По–2) началось становление челябинского училища.

Стенды в музее ЧВВАКУШ.
Стенды в музее ЧВВАКУШ. Фото Александра Фирсова

«Первых курсантов спецнабора поселили в чебаркульских лагерях. Надо сказать, что курсанты эти были уникальные – люди, которые пришли в школу с высших учебных заведений. Многие из вузов отличниками, в том числе и с архитектурно–строительных факультетов – всего 268 добровольцев», – рассказывает Пьянков.

Эти ребята шли учиться и думали, что училище уже создано. Но оно строилось именно их руками. В 1938 году были готовы несколько казарм и первый этаж здания, где сейчас находится музей.

Но до этого, после Чебаркуля, для создания 15 военной школы штурманов–наблюдателей выделили одну из казарм, располагающуюся на окраине города – сегодня территория бывшего автомобильного училища. Там 1 октября 1936 года начались занятия. Курсанты учились, летали и строили одновременно. И только через два года школа переехала в Шагол, где в 1938 году ее переименовали в 15 школу лётчиков–наблюдателей.

Позже учебное стало «Челябинским высшим военным авиационным краснознамённым училищем штурманов», сегодня – филиал Военного учебного–научного центра Военно–воздушных сил «Военно–воздушной академии имени профессора М. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

«Первые полеты студенты выполняли ознакомительные. Пускали только тех, кто учился на «отлично», но самолет не был укомплектован специальной техникой для штурмана. Первые практические бомбы были выполнены из обыкновенных кирпичей. На аэродроме расстилали полотнище в виде креста – мишень, и тренировались в бомбометании», – продолжает Андрей Владимирович.

На современных самолётах все данные рассчитывает компьютер, но в Челябинске курсантах учат самостоятельной работе со штурманским снаряжением.
На современных самолётах все данные рассчитывает компьютер, но в Челябинске курсантах учат самостоятельной работе со штурманским снаряжением. Фото Александра Фирсова

«Чёрная полоса» не прошла мимо училища. 22 курсанта из 268 были уличены в том, что, возможно, скрыли какие–то данные о себе: родственников–«кулаков», троцкистов и т.д. В том числе НКВД был арестован полковник Лепин, его расстреляли вместе с членами семьи. Но некоторые арестованные были реабилитированы и выпущены уже в 1939 году.

Отметим, что первый выпуск школы состоялся 5 ноября 1938 года. 16 выпускников были оставлены в училище для ведения преподавательской работы.

Расчёты и полёты

Сегодня для курсантов уже всё построено, знания они получают от лучших специалистов в теории и практике. Например, учащиеся третьего курса обучаются навигации на борту ТУ–134Ш, где расположено 10 учебных мест. Во время вылетов курсанты учатся снимать показания с приборов.

На приборах отображается полетная информация, соответствуя которой они ведут расчет полетов. Место полёта определяется с помощью визуальной ориентировки через иллюминаторы.

старший штурман инструкторской группы следит за работой каждого курсанта.
Старший штурман инструкторской группы следит за работой каждого курсанта. Фото Александра Фирсова

«Данные на учебных приборах отображаются те же самые, что и у экипажа самолета. Определённый этап полёта отрабатывается отдельно с каждым курсантом», – объясняет старший штурман инструкторской группы лётной подготовки штурманов майор Егор Владимирович Маслов.

Во время занятия перед курсантами ставятся следующие задачи:

Снятие показания с приборов;

Порядок работы с навигационным оборудованием;

Расчет режима полета;

Определение места самолета;

Коррекция курсовых систем;

Расчет схемы захода на посадку;

Ведение полетной документации и т.д.

Обычно выполняется три учебных вылета подряд. По итогам занятий инструктор проверяет лётные карты, документацию, разбирает и объясняет ошибки каждого.

Отметим, что сегодня челябинский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» единственный в России военный вуз, готовящий высококвалифицированные штурманские кадры для всех родов авиации, а так же офицеров боевого управления.

Три учебных вылета подряд проходит у студентов.
Три учебных вылета подряд проходит у студентов. Фото Александра Фирсова

С 1936 по 2015 год училищем подготовлено около 38 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников: 34 Героя Советского Союза и Российской Федерации, более 70 генералов, почти 90 заслуженных штурманов–испытателей и 130 Заслуженных военных штурманов СССР и России.

Как поступить

О готовящемся наборе в Челябинский филиал Военного учебно–научного центра Военно–воздушных сил сообщило минобороны России, в 2016 году вуз примет около 500 курсантов.

«В будущем году наш филиал планирует набор курсантов на две специальности: летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (штурман) и эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (офицер боевого управления). Все время обучения курсанты будут на полном государственном обеспечении. А после выпуска гарантированно получат работу», — сообщил начальник Челябинского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» полковник Игорь Шведов.

Желающим нужно обратиться в военный комиссариат по месту жительства, а военнослужащим — написать рапорт на имя командира. Абитуриентам предстоит сдать ЕГЭ по русскому языку, физике и математике, пройти врачебно-летную комиссию, экзамен по физподготовке и профотбор. Срок сбора документов для гражданских – до 20 апреля, для военнослужащих – до 1 апреля 2016 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах