Ученые ЧелГУ установили: каждый второй южноуральский старшеклассник, проживающий в экологически неблагополучных территориях, находится в состоянии экологического стресса.
На сегодняшний день в обществе возник особый вид стресса, вызванный воздействием экстремальных условий среды, а также ожиданием такого вредного влияния и его последствий. Один из психологов назвал это явление «экологическим стрессом».
Но структура подобного стресса, его роль в жизни человека и факторы, влияющие на его интенсивность,почти не изучены.
Учёные ЧелГУ создали «Опросник экологического стресса», с помощью которого решили проанализировать влияние стрессовой ситуации на социально-психологическую адаптацию старшеклассников южноуральских школ. В исследовании участвовали 553 ученика, проживающие в зонах экологического неблагополучия и 527 старшеклассников из городов и районов области с благополучной экологической ситуацией.
Итоги анкетирования стали вполне ожидаемыми: в условиях экологического неблагополучия доля испытуемых с высоким и выше среднего уровнем экостресса превышает 53%, а во второй, благополучной группе, составляет более 25%.
Исследователи также установили, что такой вид стресса отрицательно сказывается на позитивном отношении к жизни, к другим людям, в том числе к сверстникам, а также на осмысленности жизни и оптимистичной жизненной перспективе, - сообщает РИА «Новый регион».
«Если среда жизнедеятельности оценивается как опасная, люди, которые в ней живут, воспринимаются как жертвы обстоятельств, формирование позитивного отношения к себе и к другим затрудняется, а жизненная перспектива становится более пессимистичной. Отметим, что негативные изменения самосознания, жизненной перспективы и отношения к окружению зафиксированы у людей, переживших или переживающих и другие виды острого или хронического стресса», - говорится в исследовании челябинских психологов.