Челябинск, 21 июня – АиФ–Челябинск. Когда заходит речь об этой проблеме, на ум сразу приходят два очевидных решения: расширять проезжую часть и сокращать число автомобилей. Но не менее очевидны и минусы этих рецептов: если с тесными тротуарами и исчезновением деревьев по краям дорог мы согласны мириться, то отказаться от машины и пойти на работу в другой район города пешком навряд ли кто–то согласится. Хотя во втором случае ответ, казалось бы, тоже лежит на поверхности – все пересаживаемся на общественный транспорт! Троллейбусы и трамваи экологичнее автомобилей – раз, никаких проблем с парковкой, техобслуживанием, угонами – два, можно перевезти больше людей на меньшем пространстве – три, одни плюсы у такого решения.
Языком цифр
А теперь оставим идеальные модели и обратимся к сухим цифрам. По данным Челябинскстата, в 2012 году население города составляло 1 143 458 человек. Реальное количество людей несколько больше – статистика учитывает только постоянно проживающих на территории Челябинска, а ведь есть ещё гости города, и немало. И эту ежедневно перемещающуюся в разных направлениях массу людей обслуживают 198 автобусов, 145 троллейбусов, 185 трамваев и примерно 1500 маршрутных такси. Как тут не вспомнить старую шутку про «резиновый» автобус, в который влезут все? Эта забавная фраза в реальной жизни вызовет лишь горькую усмешку у человека, не понаслышке знакомого с часами пик в общественном транспорте.
Температура имеет значение
Зимний холод и летняя жара также не добавляют общественному транспорту привлекательности. И хотя врачи, предупреждая об опасности тепловых ударов, советуют автомобилистам в особо знойные дни пересесть с личного автотранспорта на автобусы и троллейбусы, делать этого никто не торопится. В машине можно включить кондиционер или открыть все окна, в общественном транспорте такой роскоши не предусмотрено. Зимой ситуация примерно такая же: в автомобиле можно включить печку, в городском транспорте наличие исправного обогревателя является большой удачей для пассажира. А если вспомнить, что троллейбусы, трамваи и автобусы уже не один год стоят в нерабочее время под открытым небом, становится понятно, почему они в таком состоянии (зимой автор не раз становился свидетелем того, как на первом рейсе автобуса кондуктор сметал с сидений небольшие сугробы).
Ещё один камень в огород муниципального транспорта – неудобная для многих схема движения. Новые отдалённые микрорайоны часто оказываются связаны с основной частью города только маршрутными такси или единственным автобусным маршрутом. И дело здесь не столько в ошибках проектировщиков, сколько в том же непропорционально малом количестве подвижного состава.
Крутим педали
Другая альтернатива автомобилям и пробкам – велосипеды. Однако этот вариант уместнее для тёплой и сухой погоды: немногие согласятся в течении 30–40 минут мокнуть под дождём и сопротивляться ветру, а для зимней дороги многие модели велосипедов попросту не предназначены. Да и перемещаться по городу будет трудновато. На тротуарах сильно не разгонишься – то и дело на пути оказываются пешеходы, а на проезжей части велосипедисты постоянно рискуют столкнуться с недостаточно внимательным водителем. Специальных велосипедных дорожек в Челябинске, к сожалению, пока нет. Недавно городская администрация озаботилась этим фактом и предложила челябинцам на выбор несколько маршрутов. В итоге четырёхкилометровый велотрек пройдёт по строящимся микрорайонам на улицах Бейвеля и профессора Благих. Жители других частей города по–прежнему будут выбирать между потоком машин и потоком людей.
В одном научно фантастическом романе город будущего обходился совсем без машин – транспортом людям служили подвижные дорожки вроде конвейера с разными скоростями. Понятно, что о такой проблеме, как пробки, там и не слышали. Но это фантастика, а современным горожанам остаётся только набраться терпения.