На вопросы читателей «АиФ-Челябинск» ответил председатель челябинского регионального отделения общества защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» Руслан ЗАКИРОВ.
Постель обмену не подлежит
Подруга подарила мне на день рождения комплект постельного белья. Но оказалось, что пододеяльник не подходит по размеру. Можем ли мы обменять комплект на другой, более подходящий?
Е. Сазонов, Копейск
- К сожалению, ни вы, ни ваша подруга не вправе требовать обмен товара. В ст. 25 закона РФ «О защите прав потребителей» указаны правила обмена непродовольственных товаров надлежащего качества. Там же указано, что перечень товаров, не подлежащих обмену, утверждается Правительством Российской Федерации. Купленное постельное бельё входит в этот перечень (изделия швейные бельевые). Значит, обмену оно не подлежит.
Купил телефон - не работает он
Через несколько дней после покупки мобильный телефон стал плохо работать. Я обратился в магазин с требованием о его замене, но мне заявили, что я, видимо, неправильно с ним обращался, и забрали мобильник в ремонт. Должны ли мне предоставить другой телефон на время ремонта? И сколько раз продавец может ремонтировать телефон? Я бы предпочёл замену.
А. Гузкий, Миасс
- При покупке товара длительного пользования с недостатками вы имеете право требовать, чтобы вам на время ремонта или замены товара предоставили аналогичный товар для бесплатного пользования (п. 2 ст. 20 закона «О защите прав потребителей»). Обратите внимание на то, что продавец (изготовитель) не обязан предлагать вам аналогичный товар, вы должны сами предъявить ему это требование.
Теперь о том, сколько раз продавец вправе ремонтировать телефон. В период гарантийного срока вы вправе требовать замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи некачественного товара (то есть требовать возврата денег).
Никаких ограничений на количество гарантийных ремонтов законом не установлено, но это и не важно: при покупке товара ненадлежащего качества (в том случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом) вы вправе по своему выбору потребовать (п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей»): безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчётом цены. Кроме того, вы имеете право отказаться от исполнения договора купли-продажи.
В период гарантийного срока вы можете предъявить любое требование по своему выбору из этого списка без объяснения мотивов.
В магазин - со свидетелем
Я купил матери новую стиральную машинку в популярном магазине. Когда её привезли и установили, обнаружил скол сзади и две глубокие царапины сбоку. Из-за нетоварного вида хотелось бы сдать эту машинку обратно. Но чек я потерял. Что делать?
С. Горбунов, Уфалей
- Вы имеете полное право вернуть некачественный товар в магазин. То, что вы потеряли чек, конечно, плохо, но это не является основанием для того, чтобы продавец отказал в удовлетворении ваших требований (п. 5 ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей»).
Вы можете доказать факт покупки товара именно в этом магазине при помощи других документов. У вас должен быть гарантийный талон на покупку или технический паспорт. В крайнем случае можно прибегнуть к помощи свидетельских показаний. Если магазин всё-таки не примет товар назад, тогда придётся предъявлять требования через суд.
По поводу ситуации, когда утерян гарантийный талон или технический паспорт, которые может попросить у вас продавец (изготовитель), закон хранит молчание, так что продавец (изготовитель) имеет право отказать вам в ваших требованиях относительно товара с недостатками. В этом случае вы опять же можете обратиться в суд. Поскольку вопрос недостаточно урегулирован законом, есть надежда, что суд решит в вашу пользу.