И оценки этой реформе выставляют самые разные - как специалисты и родители, так и сами учащиеся.
Не означает ли сокращение учреждений профобразования ликвидацию всей системы? Когда ученики полностью перейдут на электронные дневники? Об этом и многом другом наша беседа с министром образования и науки Челябинской области Александром КУЗНЕЦОВЫМ.
Мост нам не нужен
- Будет ли продолжена политика сокращения учреждений профессионального образования? Реакция на это далеко не однозначная…
- Подобная политика оправданна. Судите сами: работает учреждение, где обучается 70-100 человек, хотя рассчитано на количество учащихся в десять раз большее. Оптимизация расходов необходима: неправильно, когда на содержание недвижимости тратится больше, чем на образование. Нельзя размывать деньги на вещи, никоим образом не связанные с обучением, - жилые дома, коммуникации, линии электропередачи. До чего дошло: мы узнали, что на балансе ашинского техникума находится целый мост!
Но, подчеркну, даже при оптимизации будут сохранены и учебные площадки, и коллективы. Просто там, где это оправданно, часть помещений будем сдавать в аренду, а учреждения будем объединять и укрупнять. Кроме того, с января 21 учреждение профессионального образования, ранее бывшие федеральными, переходят на баланс области. Они станут базовыми площадками для образования крупных юридических лиц - считаю, что в учреждении должно обучаться не менее 500 учеников (а лучше - несколько тысяч), чтобы оно было по-настоящему эффективным. Кстати, профессиональное образование у нас вполне на уровне - едут ребята из соседних регионов и даже стран. Из Казахстана много учащихся, так как в соседней республике профобразование практически всё платное, да и уступает южноуральскому по качеству.
- Вероятно, реформа системы профобразования должна сыграть свою роль и в разрешении той ситуации, о которой говорил губернатор, когда у нас юристов больше, чем технарей?
- В 2010 году в России на 10 тыс. населения приходилось 475 студентов, а в Челябинской области - 525. Вроде бы это хорошо, но налицо перекос. Губернатор правильно сказал, что нам нужны кадры, связанные с реальным сектором экономики. ЮУрГУ, в адрес которого в основном и была направлена критика, правильно среагировал, учёл все замечания. К примеру, начал сокращать число филиалов. Всего их больше десятка, есть среди них, конечно, действительно хорошо оснащённые, где обучение на уровне (скажем, в Миассе, Златоусте). А есть такие, что просто занимаются выкачиванием денег, готовя всё тех же экономистов и юристов, совершенно не сообразуясь с рынком труда на территории, где находится филиал. Один филиал уже сокращён - в Верхнем Уфалее. Ещё два представительства готовятся к ликвидации - в Троицке и Южноуральске.
Будем выдавливать из области и филиалы столичных вузов (их у нас 14), которые тоже зачастую занимаются лишь выкачиванием денег.
Все оценки - на экране
- Недавно архиепископ Феофан высказал недовольство тем, что уроки православия выбрало не так много родителей школьников, как он, видимо, рассчитывал…
- Речь идёт о федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Они включают курс «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-го и 5-го класса. С января 2012 года в качестве эксперимента его будут изучать в 57 школах области. Перед этим мы провели опрос родителей - в итоге 17% выбрали так называемый модуль «Основы православной культуры», а более половины - «Светскую этику». Кстати, примерно такие же результаты получены и в других регионах. Вероятно, архиепископу не понравилась такая пропорция.
Но надо учесть, что это лишь 57 школ из 808, то есть меньше 10%. С 1 января 2013 года курс будет введён уже во всех школах. И мы прекрасно понимаем, что в разных по национальному составу территориях области пропорции выбора между модулями этого курса будут различными. Где-то будет доминировать «светская этика», где-то «православная культура», а где-то «культура ислама».
- А когда планируется завершить переход на электронные дневники?
- Не только дневники, но и журналы, вообще весь документооборот полностью электронным планируется сделать к концу 2013 года, но, думаю, наша область справится быстрее - до конца 2012 года. У своих дочерей я, например, уже давно не проверяю дневники - достаточно зайти с домашнего компьютера в электронный журнал и узнать все оценки. Знаю, что многие учителя уже отказались от заполнения бумажных дневников, журналов - просто нет нужды. Конечно, в малых сельских школах ещё не все понимают новые возможности, но так всегда бывает с новшествами - работаем над этим. И ноутбук, и Wi-Fi - всё это в принципе недорого. Проблема сейчас не в технике, а в каналах связи. Спутниковая связь недешёвая, поэтому пробуем другие варианты (например, радиомосты для Интернета).
- Но не опасно ли пускать в школы Интернет? Его ведь недаром называют помойкой.
- Верно, поэтому я больше за Интранет - корпоративную сеть учреждений образования. В своё время мы в управлении по делам образования Челябинска создали подобную сеть для городских учреждений, сейчас будем распространять её на всю область. Там будут только ресурсы, касающиеся образования, - есть федеральное хранилище подобных программ, мы с ним активно сотрудничаем. Это гораздо эффективнее, чем пускать просто Интернет, - поверьте, никакой фильтр тут не поможет.
Закалён отцом и океаном
- В спектакле «Ревизор» вы сыграли попечителя учебных заведений. Как вы согласились на столь необычный проект и легко ли было стать актёром?
- Ну, кой-какой актёрский опыт у меня был - в детском саду играл человека рассеянного с улицы Бассейной! (Смеется.) А если серьёзно, то и не колебался, хотел поддержать идею Натальи Басковой, тем более что и цель благая - помочь детям. Спектакль ведь был благотворительный. Знаю, что уже несколько регионов захотели повторить наш опыт.
К самой задаче отнёсся как к управленческой - надо освоить. Хотя, конечно, было нелегко: два месяца пришлось репетировать вечерами и по выходным. Иногда даже до часу ночи. А народ в Сети ёрничал - вот, мол, чем чиновники у нас в рабочее время занимаются.
- Для нападок вы слишком закалённый - знаю, что в детстве поменяли много школ…
- Да, семья у нас была военная, поэтому пришлось поездить по стране. Так, довелось учиться пару лет в школе посёлка Черский, что всего в 90 км от Северного Ледовитого океана. Учился и в Якутске пять лет. Потом переехали в Челябинск. Конечно, всякое бывало - новичков принято проверять на слабину. Приходилось драться, порой меня били. В подростковом возрасте, когда человек взрослеет, конфликты и подобные выяснения отношения между сверстниками неизбежны - об этом в любом учебнике по психологии написано. Да и в армии с разными людьми пришлось пересекаться, хотя мне было проще: пришёл уже семейным человеком, да и часть была довольно интеллигентная - радиовойска. Кстати, хоть я уже и министр, а до сих пор младший сержант.
- А для вас самого кто лучший учитель?
- Все самые ценные советы получил от своего отца, Игоря Фёдоровича Кузнецова. К педагогике он отношения прямого не имел, хотя и окончил Магнитогорский индустриально-педагогический техникум. Кстати, в его выпуске было немало по-настоящему известных людей - например, украинский композитор Давид Компанеец, лётчик-космонавт Павел Попович. Отец для меня идеал, равняюсь на него и в семейной жизни, и в профессии. В своё время он мне сказал: «Не важно, где ты работаешь. Главное - работай хорошо, и тебя обязательно заметят». И по сию пору этот совет себя оправдывает. Начинал с простого учителя. До сих пор помню свой первый десятый класс на практике в нынешней школе № 53. Класс был замечательный! Старостой там была Света Гундаренко, впоследствии ставшая чемпионкой Европы по дзюдо. Она и тогда пацанов гоняла!
Досье
Родился в 1964 году в Челябинске. В 1986-м окончил исторический факультет ЧелГУ и факультет повышения квалификации ЧГПУ. В 1988 году преподавал в школе № 115 Челябинска, позже в той же школе заместитель директора по воспитательной работе. С 1992-го - директор школы № 41. С 2005-го - начальник управления образования Челябинска. В апреле 2010 года назначен министром образования и науки Челябинской области.