Архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан за относительно недолгий срок руководства епархией успел сформировать устойчивый интерес в обществе как к своей деятельности, так и к самому себе. Вопросов, мнений и слухов накопилось достаточно для обстоятельной беседы.
– Владыка, вас сейчас непросто застать на месте, вы все время в разъездах, знакомитесь с регионом. Расскажите о своих впечатлениях.
– Мои поездки носят как ознакомительный, так и рабочий характер. Я знакомлюсь не только с духовенством Южного Урала, но и с руководством городов, сел, районов. И даже шире - с общественностью в целом. Для чего? Для того чтобы понять, какова духовная атмосфера в том или ином месте. Более того, я ставлю перед собой задачу встретиться, если есть такая возможность, с молодежью. Такие встречи состоялись у меня в Магнитогорском университете, в Троицке, в местной ветеринарной академии в дни праздника Святой Троицы и в ЮУрГУ.
Я делаю это, потому что считаю, что церковь не должна больше замыкаться рамками богослужения, ограничиваться исполнением тех или иных церковных треб: освещением домов, отпеванием или крещением и т.д. Настало время для церкви покинуть стены храма и, что называется, идти в народ. В обществе много проблем. Это наркомания, пьянство, брошенные дети, старики. А у церкви большой опыт социального партнерства с государством. Здесь для нее большое поле деятельности.
О впечатлениях. Они разные. Недавно я проехался по Каслинскому району и увидел множество заброшенных, поруганных храмов, но еще величественных в своей разрухе. Это печальное зрелище. Это свидетельство нашего не изжитого еще варварства. Я много работал за рубежом и видел, как бережно относятся люди к своему культурному, историческому наследию. В Греции каждый камешек берегут как сокровище. Египет – бедная страна, но какое там отношение к памятникам! Или Рим, да и вообще Европа…
А мы говорим, что с падением Железного Занавеса вошли в семью мировой цивилизации, но о какой цивилизации может идти речь, когда мы по сей день так небрежно, безответственно относимся к своему прошлому? Поэтому я обращаюсь к деловым кругам Южного Урала: если мы считаем себя потомками славных промышленных династий, то нам нужно унаследовать от них не только практическую хватку, но и их преданность духовной традиции. Какие замечательные храмы нам остались! Они еще не совсем потеряны, все вместе мы можем их восстановить.
– Что можете сказать о людях, с которыми встречались? Есть ли что-то отличающее их с точки зрения менталитета, духовной жизни?
– Южноуральцы произвели на меня приятное впечатление. Отзывчивые, работящие люди. Мне кажется, природные особенности наложили на них свой отпечаток. Кавказцы любят шутить: лучше жить на Северном Кавказе, чем на Южном Урале. Это неплохое, но довольно суровое место. И люди здесь живут более спокойные, уравновешенные.
На Урале крепкие рабочие традиции, что очень здорово. Я бы даже сказал, это пример для всей России. Это напоминание, что мы должны не только развлекаться и торговать, но и созидать. К счастью, тех проблем, которые я увидел за восемь лет работы на Кавказе, здесь нет. И слава Богу. Надеюсь, и не будет.
– Обращает на себя внимание, что почти каждая Ваша поездка сопровождается поиском мест для строительства новых храмов…
– Это одна из моих главнейших задач на нынешнем посту. И хотелось бы сказать о поддержке в этом вопросе со стороны губернатора Челябинской области Михаила Юревича, который дал указания главам местных администраций помочь церкви в поиске площадок для будущих храмов.
Сейчас их очень не хватает. В Магнитогорске живет 500 тысяч человек, но на весь город - единственный храм, в то время как Святейший патриарх Кирилл и президент страны пришли к мнению, что один храм нужен на каждые 10 тысяч населения. Переполненные церкви – хоть и отрадное зрелище с одной стороны, но ненормальное. У человека должна быть возможность помолиться, поставить свечку в спокойной обстановке.
Уже есть договоренность в Магнитогорске, Сатке (отдельное спасибо «Магнезиту»), Златоусте, Миассе. Сразу мы, естественно, к строительству не приступим, главное – зарезервировать места, чтобы потом не сказали: «А негде строить». В будущем храмостроительство должно учитываться при разработке генпланов и т.д.
Продолжается поиск площадок и в Челябинске. Думаю, в ближайшее время будет постановление о выделении с десяток новых мест.
– Можете сказать, где они находятся?
– Несколько храмов, например, необхоимо построить на Северо-Западе. И обязательно нужен кафедральный собор. Не просто собор – православный центр. Посмотрите на соседний Екатеринбург. Там очень активная духовная жизнь. Разве мы хуже? Я часто повторяю: больше храмов – меньше тюрем. Больше детей в храме – меньше слез у матерей.
– Поговаривают, что кафедральный собор построят на территории бывшего автомобильного училища.
– Ну, знаете, говорить много чего можно. Не хотел бы сейчас что-то озвучивать, чтобы не навредить. Скажу пока так: есть желание, чтобы кафедральный собор появился в хорошем месте.
– Один из уважаемых в области краеведов как-то высказал опасение, будут ли востребованы 100 храмов, которые вы пообещали Челябинску. Ведь раньше, до Революции, храмы строились по инициативе снизу, из народных масс, а тут получается наоборот.
– Ничего подобного. На самом деле очень много людей обращаются ко мне именно с просьбами помочь построить храм. У меня масса таких писем, из разных районов Челябинска. Только вчера приходила группа верующих с Северо-Запада, просила благословить их на строительство храма Иоанна-воина. Думаю, в ближайшее время оно начнется. Так что никакой «указиловки» нет. Краевед пусть об этом не беспокоится. Если он краевед, то пусть лучше обратит снимание на разрушенные старинные церкви. Тревогу уже пора бить! Так ему и передайте.
– Известно, что Вы планируете открыть в Челябинске семинарию. Зачем она нам?
– Сейчас очень остро стоит кадровая проблема. Вызовы современной жизни таковы, что священник должен быть высокообразованным. Не только уметь совершать богослужения, таинства, обряды, но и быть интегрированным в жизнь общества, хорошо владеть современными средствами коммуникации, словом, быть всесторонне развитым человеком. У нас есть, конечно, под боком семинарии в Екатеринбурге и Тобольске. Но если там есть, то почему у нас не должно быть? Мы должны готовить свои кадры. И, как я это вижу, семинария должна выпускать не только священнослужителей. Там будет отделение искусств, где будут учить регентов (дирижеров церковных хоров), иконописцев, мастеров народных промыслов. Если уж мы начали говорить о вызовах времени, то должен быть и набор девушек для подготовки к социальному служению. Для государства сейчас это очень важное направление деятельности.
– Сколько студентов планируется принимать в семинарию, хотя бы примерно?
– Их не должно быть много. Но на первый курс надо принять хотя бы 25-30 человек. Пять курсов – вот вам уже 125 человек. Если учитывать отделение искусств, то наберется где-то человек 250-300.
Опыт у меня есть. Я был ректором Ставропольской духовной семинарии, много преподавал.
– После решения о переносе «Северного» автовокзала появился слух, что его территорию отдадут епархиальному управлению.
– Хорошо бы, если б тот, кто распространяет такие слухи, поспособствовал этому. Я бы этого хотел, но пока такой возможности нет. Мы катастрофически нуждаемся в расширении, мы зажаты со всех сторон. Вся та работа, о которой я говорил, требует места, где бы люди просто могли сидеть и работать.
– Про вас говорят, что вы доступны для верующих все 24 часа в сутки.
– Это правда. Этим я и отличаюсь от чиновников.
– Как вы отдыхаете при таком графике?
– Трудно сказать, как я отдыхаю. Наверное, сама работа, служение церкви, тому делу, которое мне определил Господь, и есть мой отдых.
ДОСЬЕ
Архиепископ Феофан (Иван Андреевич Ашурков) родился 25 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской области в рабочей семье. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Кандидат богословия. В разные годы нес службу в Иерусалиме, Дамаске, экзархатах РПЦ в Южной Америке и Африке.
До приезда на Южный Урал в течение восьми лет возглавлял Ставропольскую и Владикавказскую епархию. Имеет церковные и светские награды, в том числе ордена «Дружбы» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.