Выяснилось, что в тот злополучный день и час Александра Григорьевна оказалась единственным покупателем в магазине, из чего следовало, что непредвзятых свидетелей происходящего просто не существует. Это осложняло «расследование».
Версия покупательницы
Всё началось с того, что Александра Григорьевна зашла в магазин за яйцами, что называется уже «затаренная», с тремя сумками в руках. Пристроить их было некуда: небольшой козырёк чуть ниже прилавка не вмещал поклажу, а стул, предусмотрительно поставленный работниками магазина для подобных случаев, находился, на взгляд покупательницы, слишком далеко.
- Положи, пожалуйста, дочка, мне яйца сразу вот сюда, - попросила Александра Григорьевна молодую продавщицу и протянула ей пустую корзиночку.
- Не обязана я это делать, - грубо отрезала «дочка», даже не сдвинувшись с места. При этом расщедрилась на совет: «Поставь свои сумки на пол и сложи всё сама».
Пожилая женщина, опешившая от неадекватной реакции продавца, не сдержалась и выдала: «Да вам полезно лишний раз пошевелиться!». Дальше последовал некорректный комментарий по поводу комплекции девушки. А. Чубарь честно призналась в своей неделикатности.
- Но ведь вынудила! - горестно восклицает она. - Я бы такую реакцию хоть как-то поняла, будь в магазине народу масса, очереди. Можно было бы на усталость и замотанность списать. Но ведь я была единственной покупательницей!
От такого хамства покупательница растерялась, а затем отправилась к руководству магазина жаловаться. Руководство пообещало отреагировать, наказать, но подчинённая нисколько не испугалась такой перспективы и даже в присутствии начальства продолжала грубить и нападать на бабушку.
Версия магазина
Между тем у коллектива магазина было собственное видение проблемы, и в каких-то позициях я сходилась с ним во мнении. Признаюсь честно: и я, как человек, тоже утративший былую стройность и считающий сей факт изъяном, вряд ли смогла бы «проглотить» грубое замечание по поводу своей неидеальной фигуры. Но ведь это можно сделать по-разному. Отшутиться, например. Или ответить интеллигентно, но колко. Или вовсе промолчать. Или пристыдить пожилую даму за бестактность. Действует!
Наблюдала однажды на рынке сценку: покупательница, с сомнением покачивая на ладони только что купленный кусок сыра, узнала у продавца, где находятся контрольные весы, и удалилась. Но вскоре вернулась и без объяснений прямо задала продавщице вопрос: «Вам не стыдно?». В ответ та молча протянула деньги. Любая из героинь нашей истории тоже могла преподнести своей оппонентке урок хорошего тона. Но не захотела. Коллеги явно оправдывали реакцию своей подруги по работе на бабушкину бестактность.
- И вообще, покупательница эта нам знакома, она вечно капризничает. Начни ей кто-то яйца в корзинку складывать, она бы обязательно пришла потом с претензией, что много битых и виноваты мы, - приводили свои объяснения-аргументы продавцы. - А место для сумок вполне оборудовано: вон, посмотрите, стулья стоят в разных концах магазина.
К слову сказать, удобство со стульями мне показалось весьма сомнительным и вряд ли «санкционированным» со стороны работников правоохранительных органов. Представьте, в магазине много народу, вы увлечённо делаете покупки, а родные сумочки полёживают примерно в пятиметровой отдалённости, периодически выпадая из вашего поля зрения из-за чужих спин. Вам нравится?
Одним словом, никакой особой вины работники прилавка за собой, похоже, не чувствовали, хотя товаровед магазина уверила, что нерадивую сотрудницу им всё же пришлось наказать, лишив части премии.
Случайность или норма?
То, что сервис в Трёхгорном в принципе уж очень «ненавязчивый», признаётся многими респондентами, опрошенными в ходе подготовки материала. Привожу лишь несколько описанных ими сюжетов, опуская названия торговых точек.
Уличная торговля. Продавец вязаных шапок кричит на молодого человека, который перемерил этих шапочек штук пять, да так и не купил ничего: «Много вас здесь шляется! Если всякий будет мерить…».
Магазины у нас почему-то посещаются с меньшей охотой, чем рынок. Конечно, можно сослаться на то, что цены здесь посолидней. А можно найти и другой ответ.
Продавец и покупатель:
- У вас есть свитерок вот к этой моей юбке?
Продавец, даже не взглянув, отвечает: «Нету!».
- Смотрите, здесь и синие клетки, и белые, и фиолетовые. Неужели ничего нет?
- Всё не вашего размера!
- А посмотреть, вдруг подойдёт?!
- Не подойдёт!
Девушке, болтающей с подругой, откровенно неинтересно заниматься посетительницей.
Магазин обуви. При входе человек получает тряпкой по ногам. Это уборщица вытирает пол в зале. В магазине идёт распродажа. Строгая надпись предупреждает, что «на обувь по сниженным ценам гарантийный срок не распространяется». А как быть, если ремешок, к примеру, порвётся? Может быть, учитывая, что босоножки покупаются зимой, летом их можно будет поменять? «Если у вас есть сомнения, то и покупать нечего. И вообще, шли бы вы на рынок!» - откликается продавец.
Магазин самообслуживания. Сумки, выясняется, надо сдавать, то есть класть в шкафчик, а то «воруют тут всякие», неодобрительно смотрит на вас тётка, коей поручено следить за сданными сумками и пакетами. Хочется сразу покинуть магазин… навсегда. Но всё же остаётесь, подходите к кассе. Кассира нет. Ждёте пять, десять минут. Наконец вопрошаете: «Где девушка?». «Где, где? Деньги сдаёт!» - раздаётся в ответ. «Почему в самое горячее время, когда все идут с работы?» - пытаетесь вы «качать права» и слышите «внятное» объяснение: «А когда надо, тогда и сдаёт!». Нет предела таким примерам.
В тех же магазинах, где продавцам идёт процент с продажи, обстановка иная. Там вас встретят, улыбаясь, предложат кучу всяких вещей, и без покупки вы не уйдёте. Но такие магазины пока редки. Это инженеры сегодня никому не нужны. А продавцы - всегда и всем. В объявлениях то и дело читаешь: «требуется продавец». Вот потому-то наши девушки твёрдо знают: выгонят за хамство из одного места, они всегда найдут другое. И всё-таки давайте постараемся быть взаимно вежливыми. Здоровее будем.