Прокуратура Челябинской области потребовала возбудить уголовное дело из-за нарушений, допущенных при реставрации Челябинского театра оперы и балета имени Глинки. Ранее уголовное дело возбуждали по факту реставрации фасада областной научной библиотеки. До этого был скандал с облицовкой постамента памятника Ленину на площади Революции. Разбираемся, почему в Челябинске что ни реставрация, то скандал.
Нашли гранит, где поближе
Прокуратура выяснила, что подрядчик – зарегистрированное в Екатеринбурге ООО РКК «Ампир» - при реставрации цоколя фасада и ступеней Челябинского театра оперы и балета использовал более дешевый материал, чем тот, что предусмотрен условиями контракта.
«В результате бюджету региона причинен ущерб в размере более 16 млн. рублей», - заявила старший помощник прокурора Челябинской области Наталья Мамаева.
Фасад оперного театра изначально был облицован гранитом с Шершневского месторождения, на котором сейчас добыча уже не ведется. Решили заменить его на дымовский гранит, который добывает санкт-петербургское ООО «Возрождение». Именно дымовским гранитом облицованы здания ЗСО, правительства Челябинской области и арбитражного суда. Но что-то пошло не так. Вместо дымовского гранита в Челябинск привезли малышевский, который добывают в Свердловской области. Совпадение или нет – но фирма-подрядчик, выигравшая тендер на реставрацию, находится в Екатеринбурге. Взяли за малышевский гранит так же, как за дымовский – 45 тысяч рублей за кубометр. Хотя стоит он, по разным оценкам, от 12 до 15 тысяч рублей.
Версии о том, зачем вообще понадобилось уклоняться от первоначального плана, расходятся. Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин пояснил корреспонденту «АиФ», что дымовский гранит имеет оттенок темнее шершневского. Стало быть, исторический облик здания будет нарушен, что наказуемо. Источник в прокуратуре сообщил, что привезти плиты из Санкт-Петербурга не успевали в рамках жестких сроков подготовки к саммитам, поэтому было принято комиссионное решение о замене.
Далее подрядчик убеждает заказчика в том, что малышевский гранит ничем не хуже дымовского и имеет тот же класс – первый.
«Решение о замене гранита принимал авторский надзор. Работы велись под контролем заказчика, технадзора и авторского надзора. А подрядчик предоставил заказчику контракт, по которому стоимость гранита, несмотря на смену сортов, оставалась прежней. Предоставил паспорт качества, в котором написано, что заявленный гранит принадлежит первой категории, соответствует всем параметрам и может использоваться для облицовки», - рассказал Бетехтин.
«Мы здание обследовали и даже кусочек отпилили, - сообщил корреспонденту «АиФ» источник, принимающий участие в сборе доказательств по делу. - Экспертиза показала, что свойства малышевского гранита не соответствуют облицовке цоколей. Этот камень применяется для дорожного строительства и имеет четвертую, самую низкую категорию. Малышевский гранит пилят на дорожные бордюры. В Челябинске облицовки им ни на одном здании нет. Кто разрешил подмену и принял – это и есть вопрос. По документам все гладко, а по факту – нет».
Уголовное эхо саммитов
Гранит со временем почернел, и эту черноту не удалось ликвидировать. Кроме того, специалисты сделали замеры радиационного фона. Оказалось, что он превышает безопасные для человека значения.
По данным sbis.ru, выигравшее торги ООО РКК «Ампир» имеет уставной капитал 20 тысяч рублей, участвовало в шести аукционах, выиграло только один – на реставрацию челябинского оперного театра. Директор «Ампира» Татьяна Минская, заявила корреспонденту «АиФ», что о гранитном скандале слышит впервые и повесила трубку. На последующие вызовы не отвечала.
«Конкурентом ООО РКК «Ампир» выступило ООО «Евразия Сервис», которое доставило нам немало хлопот с публичной библиотекой (заведено уголовное дело о хищении двух миллионов рублей – прим. ред.) и памятником Ленину (там гранитные плиты отклеились). Если раньше директор выбирал подрядчика сам, то сегодня мы этого права лишены. Все решает 44-й федеральный закон. И выигравшие подрядчики порой смотрят на нас как на своих подчиненных», - объяснил Алексей Бетехтин.
В Челябинском театре оперы и балета отказались от комментариев, сославшись на то, что заказчиком работ выступал челябинский Центр историко-культурного наследия. Директора центра Юлию Кочкину застать на рабочем месте не удалось.
Источник в сфере экспертизы говорит, что спешная подготовка к не состоявшимся саммитам ШОС и БРИКС породила немало ошибок, за которые теперь никто не хочет нести ответственность. Он также прогнозирует, что дело о подмене сорта гранита может быть не единственным, поскольку это довольно распространенный маневр, к которому прибегают недобросовестные подрядчики.