Примерное время чтения: 17 минут
387

В Год кино в стране сократились бюджетные места на кинообразование

В пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, приуроченная к Дню российского кино. Заметил ли рядовой южноуралец, что живет в Год кино? Как идёт в области переход муниципальных кинозалов в цифровой формат кинопоказа? Какие российские новинки можно будет посмотреть в кино в этом году?

В обсуждении этих и других вопросов приняли участие:
- Ремезова Ольга Викторовна, заместитель министра культуры Челябинской области;
- Тележников Николай Валерьевич, заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Челябинского государственного института культуры;
- Хазов Святослав Валерьевич, заместитель директора кинотеатра «Знамя»;
- Ходыревский Дмитрий Игоревич, заместитель директора по маркетингу холдинга «Мегаполис»;
- Халиков Теймур Сагидуллаевич, режиссёр фильма «Герой».

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Итак, какими событиями будет отмечен День кино на Южном Урале и кинособытия какого масштаба нас ещё ожидают до конца Года кино?

Ремезова О.В.: Год кино отмечен большим количеством мероприятий. Это и кинофестивали («Славим человека труда», «За» и др.), и выставки. Даже такой праздник как Всероссийский день библиотек в этом году был посвящён Году кино!

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

А фильмы, о которых идёт речь, вне фестивального показа тоже будут где-то демонстрироваться? Или показали один раз на фестивале и всё?

Ходыревский Д.И.: Фестивальное кино бывает разным. Обычно оно не предполагает широкого проката, а предполагает знакомство с определённой темой и донесение её до зрителя. Есть фестивали знаковые, как «Кинотавр», в рамках которого демонстрируются фильмы, уходящие затем в широкий прокат. Например, фильм «Коллектор» в главной роли с Хабенским, который выйдет в прокат этой осенью. Есть коммерческий показ, который ориентирован на зарабатывание денег. А есть нишевой показ, фестивальный, который ориентирован на развитие культуры, на развитие кино как искусства. Такие тенденции характерны не только для российского кино, но и для западного. В нашем случае всё зависит от дистрибьютора и от того, смогут ли договориться с ним организаторы кинофестивалей о широком прокате каких-то фестивальных шедевров. Не все фильмы, которые снимаются, ориентированы на большой экран, даже если они изначально коммерческие. Не всем фильмам место на большом экране. На западе нормальная практика, когда снимается фильм и идёт сразу в интернет на платный показ. И нормальная практика, когда фильм насобирал небольшую сумму в прокате, но добрал остальное в платных показах в онлайн-кинотеатрах. У нас же почему-то считают, что если фильм снят, он любыми способами должен попасть на большой киноэкран. Но есть коммерческое телевидение, онлайн-кинотеатры, которые позволяют режиссёрам зарабатывать деньги иными способами.

Как идёт в области переход муниципальных кинозалов в цифровой формат кинопоказа? 

Ремезова О.В.: Сегодня у нас работает 53 муниципальные киноустановки, из них лишь 13 в цифровом формате. Конечно, этого очень мало. В среднем самостоятельно муниципалитеты переводят на цифровой кинопоказ 2-3 киноустановки в год. Благодаря объявленному Году кино, Минкульт Челябинской области включилось в проект федерального Фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии и мы получили финансирование для пяти муниципальных территорий – Саткинского, Еманжелинского, Каслинского муниципальных районов, а также Усть-Катавского и Верхнеуфалейского городских округов. Им выделено порядка 30 млн рублей в общей сложности.

Львиная доля установок находится в крупных городах – Челябинске, Магнитогорске, Миассе… Что вообще остаётся на сельскую местность?

Ремезова О.В.: По городским округам у нас двадцать киноустановок, 33 – в муниципальных районах. К сожалению, есть территории, где сегодня кинопоказы не ведутся. Это Карабашский городской округ, Агаповский, Аргаяшский, Брединский, Еткульский, Красноармейский, Октябрьский, Пластовский, Сосновский, Чебаркульский, Чесменский и Карталинский районы. В Магнитогорске и Миассе нет муниципального кинопоказа, но есть частные кинотеатры. С одной стороны, для муниципалитета это выход. С другой, частный кинотеатр не обязан выполнять социальных заказов. 

Раньше практиковались передвижные киноустановки. Сегодня они неактуальны?

Ремезова О.В.: Вопрос так называемой нестационарной, внестационарной работы или других форм обслуживания населения сейчас актуален, потому что в соответствии с основами государственной политики и её стратегиями, мы обязаны обеспечить доступность услуг культуры жителю любого населённого пункта. У нас в области работает двадцать автоклубов, но и им уже требуется замена оборудования. Поэтому сегодня на федеральном уровне идёт разговоры о том, чтобы организовать передвижные многофункциональные культурные центры, это будет специальный автотранспорт, который стоит немалых денег.

Какие кинопремьеры этого года пользовались успехом у наших сограждан?

Ходыревский Д.И.: Предпочтения челябинцев не слишком отличаются от предпочтений остальных россиян. Лидеры проката по сборам от продажи билетов – мультфильм «Зверополис», наш российский «Экипаж», уступивший по сборам только «Сталинграду», который демонстрировался в 2013 году. В десятке самых кассовых фильмов этого года три мультика – «Зверополис», «Тайная жизнь домашних животных» и «Книга джунглей». Это свидетельствует об интересе зрителей к семейному кино. Российских новинок было немного. По количеству российских новинок рекордным был 2013 год, когда вышли «Сталинград», «Легенда №17» и «Горько!». Обычно летом премьеры не выходят. В сентябре выйдет «Дуэлянт» с Владимиром Машковым в главной роли, в октябре – «Ледокол», затем «Дед Мороз: Битва магов» с Фёдором Бондарчуком в главной роли. А 1 декабря – премьера нового фильма про землетрясение в Армении. То есть осень будет насыщенной на российские фильмы.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Был ли ощутимым отток кинозрителей летом из-за поры отпусков и каникул?

Ходыревский Д.И.: В кино всё очень зависит от репертуара. Обычно по статистике летние месяцы – период с мая по август – практически не отличается от среднемесячной посещаемости во всём году. Какой бы ни была летняя погода – холодной или жаркой – общая посещаемость кинотеатров не падает, держится на среднегодовом уровне. Хотя, конечно, она сильно зависима от репертуара. Если сравнивать первые семь месяцев этого года с аналогичным периодом года прошлого, то в среднем по России зрителей пришло на 5%. Это к вопросу о кризисе и летнем оттоке зрителей. Август так вообще был очень успешным: в этом месяце в кинотеатры пришло на 20-30% больше, чем в августе прошлого года. Несмотря на сезон отпусков и каникул, кинотеатры посещают часто. Ну и к счастью, так и не ввели квотирование, иначе репертуар в кинотеатрах был бы ограничен. Есть кинотеатры, которые показывают фильмы, которые дают им дистрибьюторы. Дистрибьютор обладает правами на фильмы и возможностью диктовать кинотеатрам свою волю по количеству сеансов и по времени проката конкретных фильмов. Долгое время ходили разговоры про квоту 20% российских фильмов. По большому счёту, эти 20% мы итак показываем, потому что больше российских фильмов и нет. именно 20% сеансов приходится на российские фильмы.

Ремезова О.В.: Муниципальные кинозалы работают летом организованно со школьными лагерями, так что по детскому зрителю оттока точно нет и быть не может. Даже наоборот.

Хазов С.В.: Наш репертуар практически не отличается от кинопроката коммерческого – у нас выходят все те же премьеры. Обычно они начинаются в четверг, в день нового уик-энда. Кроме того, наш кинотеатр активно работает с неосновным прокатом, со специальными показами. Так, с начала года запущен проект «35 миллиметров»: еженедельно мы демонстрируем зрителям кино на плёнке. Это киноклассика от пятидесятых до девяностых годов. Показы традиционно приурочены к памятным или календарным датам. Например, традиционно к Дню победы у нас организуется спецпоказ «Прививка от фашизма», в рамках которого мы показываем зрителям фильмы о войне. Когда мы показывали «Сталкера» Тарковского, это анонсировалось только в соцсетях и на Кировке возле кинотеатра. И, тем не менее, собрался практически полный зал молодёжи. Ни разу у нас не было сеансов провальных, на которые бы люди не пришли. Плёночный репертуар очень ограничен, плёнка требует очень бережного ухода и, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что далеко не все фильмы, которые мы бы хотели показать, есть возможность показать на киноплёнке. Осенью у нас будет интересный спецпоказ: екатеринбуржская киностудия «Снега» привезёт четырёхсерийный фильм о предприятиях, эвакуированных в годы войны на Урал. Съёмки проходили и в Челябинске и в Челябинской области. Вход будет свободным.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

А сколько процентов у вас приходится на коммерческий прокат и остальные проекты? И каково соотношение в денежном эквиваленте? Как вы зарабатываете на муниципальных программах?

Хазов С.В.: Большинство муниципальных программ у нас идёт по свободному входу. Поэтому о заработке говорить не приходится. Киносеансы в рамках проекта «35 миллиметров» платные, но они предполагают чисто символическую сумму – 100 рублей с человека. Согласитесь, это не так уж бьёт по карману?.. У нас очень много отечественных кинокартин.

Как-то за текущий год менялась средняя стоимость кинобилета? Или, может быть, рост стоимости билета ожидает нас осенью?

Ходыревский Д.И.: Если говорить по России в целом, то цена билета перестала расти. В 2016 году роста не отмечалось. Более того, цена билета даже снижалась, поскольку федеральные сети кинотеатров вводили дополнительные акции по снижению цены. Средняя стоимость кинобилета в нашей сети – 200-220 рублей. У нас всегда есть цены для школьников, студентов и пенсионеров. Для них есть скидки на утренние и дневные сеансы в будничные дни. Дороже всего билеты в кино стоят вечером в выходные дни. Есть премиальные форматы кино, где цена на сеанс выше за счёт инвестиций в технологии.

Ремезова О.В.: Стоимость среднего билета по городским округам – около 80 рублей, по сельским территориям – 55 рублей. Самые дорогие билеты в муниципальных округах – около 200 рублей. Добавлю, что льготные категории – дети-сироты и лица, сопровождающие их, военнослужащие, срочники, инвалиды – имеют право на льготы и при покупке билетов в кино.

Какими масштабными событиями был отмечен День российского кино на Южном Урале?

Ремезова О.В.: В день российского кино в Кундравах прошел первый областной форум «Кино на Южном Урале: новые горизонты и перспективы развития».В этом году ко Всероссийской акции «Ночь кино» подключились семь территорий Челябинской области, среди которых Челябинск, Сим, Миньяр, Нязепетровск, Копейск и др. По итогам зрительского голосования определены три фильма, которые бесплатно предоставлены нашим территориям, - это «Легенда №17», «Батальон» и «Смешарики: Легенда о Золотом драконе». Эти фильмы зрители названных территорий могли посмотреть в местных кинотеатрах бесплатно. На областном форуме мы также демонстрировали короткометражную картину «Герой».

Халиков Т.С.: Очень сложно рассказать, о чём этот фильм, потому что краткометражный фильм, как правило, состоит всего лишь из одного события. Идея в том, что все мы хотим измениться, стать лучше, быть сильнее и для этого нам нужна какая-то сила извне. Герой фильма изменился благодаря такой силе. Сам сценарий был готов года четыре назад, но не было возможности его снимать. В этом году нам помог Минкульт, видимо, в честь Года кино. Съёмочный процесс занял четыре дня. Больше времени занял сам подготовительный процесс – обсуждения, поиски актёров и декораций, согласование графиков… Всё это заняло месяца три.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Тележников С.Н.: У нас есть ещё одна категория, которая регулярно снимает короткометражное кино и у которой возникает вопрос, как своё кино показать народу. Главная задача при создании короткометражки – попробовать свои силы. Ими, как правило, занимаются студенты, начинающие кинематографисты, чтобы показать всем, что они могут, чтобы потом работать в больших проектах. Нет задачи создать кино, которое бы потом имело собственный прокат. Сегодня мы ведем переговоры с фондом Михаила Калатозова о том, чтобы снять сериал на Южном Урале, в котором были бы задействованы местные артисты. Снимать, конечно, будут московская кампания, потому что у нас нет производящей киностудии.

Чему учат студентов в ЧГИК на кафедре режиссуры кино и телевидения?

Тележников С.Н.: Наш вуз единственный в регионе, где готовят режиссёров кино и телевидения, поэтому ребята едут к нам из Казахстана, из Башкирии, из Сибири и т.д. Кафедра режиссуры кино и телевидения существует уже десять лет. Она, конечно, не так авторитетна пока, как кафедра режиссуры кино и телевидения во ВГИКе, которой пошёл седьмой десяток. Но мы надеемся, что у нас всё впереди и в ближайшие 10-15 лет челябинское кино «засветится». Специализация, которую получают студенты по окончании, - режиссёр телевидения, поэтому наши студенты в основном идут работать на местные телеканалы. Конечно, некоторые подаются и в область кино, уезжают в большие города и снимают там фильмы. В основном наши ребята попадают в продакшн ассистентами режиссёров, монтажёров и операторов. То есть это те люди, которые делают кино своими руками, но их имена не значатся в первых строчках титров. На четвёртом курсе все наши студенты снимают игровые короткометражные фильмы в рамках учебной программы. Каждый может попробовать себя в кинопроизводстве, воплотить в кино свою собственную идею. Мы пытаемся такие фильмы продвигать. Так, сегодня ведутся переговоры с кинотеатром «Знамя», чтобы продемонстрировать фильмы наших студентов в рамках спецпоказа. 

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

А ваши студенты пробуют снимать фильмы с помощью краудфандинга, когда они скидываются для того, чтобы снять кино, или им помогают другие, зрителя из интернета?

Тележников С.Н.: Наши студенты действительно пытались снимать фильмы с помощью краудфандинга. Это, конечно, бесценный опыт. Одной нашей студентке программа «Планета» предложили открыть страничку для того чтобы заняться краудфандинга. Проект назывался «Провода», собрали 800 рублей. При желании 40 тыс. Они ежедневно публиковали фотографии со съёмочной площадки, обещали различных словно – написать в титрах, подарить кусочек штатива и что угодно, чтобы привлечь людей. Но оказалось, что это очень сложно сделать. Это в Европе известный режиссёр спомощью краудфандинга может собрать 2 мон рублей на съёмки своего фильма. Для нас краудфандинг пока что миф.

Халиков Т.С.: Я бы в такой фильм не вложился. Мне известны истории, когда средства были собраны, а потратили их просто на еду.

Хазов С.В.: В ноябре состоится премьера военной драмы «28 панфиловцев», так вот деньги на съёмки как раз собиралось в интернете. Минкульт РФ пообещал дать на съёмки столько же денег, сколько постановочная группа соберёт в интернете. Они собрали 360 тыс. рублей. Минкульт добавил столько же. Кроме того, помог Минкульт Казахстана.

Дорогое ли это удовольствие – обучаться режиссуре и актерскому делу? 

Тележников С.Н.: Это не удовольствие, это работа и очень серьёзная. Если человек не хочет снимать то, что его беспокоит, научить его этому невозможно. Режиссёр – это человек, который больше всего на свете хочет сам снимать кино. Если говорить по поводу платы за обучение, то в прошлом году было одиннадцать бюджетных мест. В этом – четыре бюджетных и одиннадцать платных. Вот так государство показывает своё отношение к кино в Год кино. Две недели назад я был в ЛГИТМИКе, во ВГИКе, в Университете кино и телевидения, в петербуржском Институте кино и телевидения… Везде одна и та же странная проблема – бюджетные места в кинообразовании очень серьезно сокращаются, на первый план выходит коммерческое обучение. В Челябинске год обучения стоит 130 тыс. рублей, в Петербурге – 240, в Москве – более 300. По сравнению с другими вузами страны, в Челябинске учиться дешевле. В этом году подано 65 заявлений на бюджетное обучение, то есть конкурс почти по 15 человек на место. Я разговаривал с каждым из этих ребят, из этих 65 человек есть те, которых я называю «со звёздочкой», «с поцелуем Бога». Таких ребят по результатам собеседования я насчитал около пятнадцати человек, они могли бы стать полноценной группой. Но у них нет 130 тыс. рублей. Я бы с удовольствием взял их учиться, но не могу… Пришлось взять только четверых, а остальным предложить заочное отделение, там обучение стоит 38 тыс. руб. в год. И ребята сами ищут эти деньги – зарабатывают на свадьбах и корпоративах, чтобы только учиться. Всё это ведёт к тому, что в кино попадают случайные люди. Учиться идут те, у которых есть 130 тыс., но которые не читали «Войну и мир», например. Или вообще ничего не знает про того же Никиту Сергеевича. Но ему надо как-нибудь получить диплом. Приходится формировать группу практически из двух составов: одни хотят снимать кино, а вторым нужно просто получить диплом. Всего на нашей кафедре сегодня обучается около 160 человек, половина из них – платники.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах