Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Андрей Владимирович, предлагаем начать с цифр, которые появились за полгода.
Сразу же отмечу снижение основных показателей аварийности: за первую половину текущего года зарегистрировано 2036 ДТП, в которых 220 человек погибло и 2505 получили ранения. Если сравнивать с аналогичным периодом времени прошлого года, то количество ДТП снизилось на 5%, количество погибших - на 14%, количество раненых – на 8%. Радует, что снизилось количество происшествий с участием детей. На 5% стало меньше наездов на пешеходов, хотя доля их по-прежнему значительна: они составляют примерно треть от всей аварийности.
С участием водителей мотоциклов в текущем году зарегистрировано 140 ДТП, в которых 11 человек погибло. На фоне основной аварийности цифры небольшие, но эта проблема особенно актуальна сейчас, в летний период. Мопеды и скутеры стоят недорого, молодые люди приобретают такую технику и садятся за руль, не имея навыков. Напомню, что ранее водители мопедов и скутеров могли не иметь соответствующих водительских удостоверений. Теперь же за отсутствие права управления предусмотрена ответственность.
Нас беспокоит, что на 10% стало больше ДТП по вине нетрезвых водителей. За шесть месяцев зарегистрировано 201 таких ДТП. Ещё один печальный момент – это неудовлетворительные дорожные условия, которые становятся причиной каждой третьей аварии. Как правило, это отсутствие или износ дорожной разметки.
Вы доносите информацию до соответствующих инстанций по поводу плачевного состояния дорожного покрытия?
Да, до владельцев автомобильных дорог. Федеральными дорогами заведует Управление дорог «Южный Урал», областными - Министерство дорожного хозяйства и транспорта, дорогами местного значения - муниципалитеты. За ненадлежащее содержание дорог, за отсутствие разметки к ним применяются соответствующие меры. Кстати, сейчас внедряются новые национальные стандарты по обустройству пешеходных переходов, которые предусматривают и цветной асфальтобетон, и искусственные неровности, и специальные светофоры.
Вы упомянули об авариях, совершённых нетрезвыми водителями. Какие меры принимаются? Может, планируются рейды по выявлению таких водителей?
Тактика работы ДПС в этом направлении разнообразна. Есть конкретные участки дорог, где наряды останавливают все транспортные средства подряд и освидетельствуют водителей. Есть мероприятия рейдовые, когда привлекаются и другие службы, в т.ч. участковые. Добавлю, что с 1 июля законодательством введена уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от освидетельствования (в случае, если это нарушение оказывается повторным). В первую же июльскую неделю полсотни водителей «заработали» эту уголовную ответственность. Сейчас проводятся проверки и возбуждаются уголовные дела.
С 1 июля также смягчились правила эвакуации автомобилей. Расскажите, подробнее, пожалуйста.
Во-первых, теперь исключено задержание транспортных средств с постановкой на штраф-стоянку в случае, когда у водителя нет при себе водительского удостоверения. Проверить наличие права водителя на вождение по имеющимся информационным базам не составляет большого труда. Для таких водителей остаётся административная ответственность. Кроме того, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора, то эвакуация также исключается. Установлена обязательность установки знаков информационных «Работает эвакуатор» в тех местах, где осуществляется эвакуация за нарушение права стоянки. Могу сказать, что за полгода на штраф-стоянки было эвакуировано порядка тридцати тысяч машин по всей области.
Андрей Владимирович, а благодаря чему снизилось количество ДТП с участием детей?
Во-первых, благодаря совместной информационно-пропагандистской работе ГИБДД и Министерства образования. Во-вторых, всё-таки улучшаются условия для движения детей вблизи школ и детских садов. Большая часть водителей стала перевозить детей в детских удерживающих устройствах, чего раньше не было. Это тоже сыграло роль в снижении аварийности с участием детей-пассажиров.
Как часто южноуральцы нарушают правила дорожного движения?
За полгода зарегистрировано более 450 тысяч нарушений ПДД, из которых в 12 тысяч случаев водители находились в нетрезвом состоянии или отказались от освидетельствования, в 8 тысячах случаев лица вообще не имели права управления транспортным средством. Около 48 тысяч нарушений допустили пешеходы. Значительно возросла доля нарушений, которые мы фиксируем с помощью видеофиксации: это 290 тысяч нарушений из 450 тысяч.
По количеству ДТП лидирует Челябинск?
Да, за полгода в Челябинске зарегистрировано 818 ДТП, это на 6,5% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Однако при этом количество погибших в городе сократилось с 40 до 35. Если говорить о территориях области, где есть проблемы с обеспечением безопасности дорожного движения, то это федеральные трассы, на которых в летний период времени движение очень интенсивное. Это территория Саткинского, Аргаяшского и Чебаркульского района, а также Миасса.
Постоянно ли и повсеместно ли присутствуют автоинспекторы на дорогах области? Где чаще всего расположены патрули, каким образом распределяется работа?
Сегодня штат ГАИ составляет 2382 сотрудника. Конечно, мы не можем ставить наши наружные наряды повсеместно, как вы говорите. Прежде всего наряды присутствуют в местах концентрации ДТП. Мы делаем ставку на развитие автоматической фото- и видеофиксации. Сегодня 54 стационарных поста фиксируют нарушения в автоматическом режиме. В текущем году в Челябинске появилось 18 новых постов, которые фиксируют не только скорость дорожного движения, но и такие нарушения, как заезд за стоп-линию на светофоре, нарушения требований сигналов светофора, нарушения правил расположения на проезжей части и т.д. Возможно, благодаря именно этому в местах установки новых систем аварийность снизилась на 63%.
Ранее ходили слухи о том, что больше половины камер в области не работает из-за того, что обслуживание их стоит больших денег…
Это только слухи. 90-95% камер всегда работают.
Ещё недавно стояла жара, синоптики обещают, что она ещё вернётся. Как жара и высокие температуры влияют на внимательность водителей?
На водителей влияет всё, в том числе и погода: рассеивается внимание, повышается утомляемость, снижается скорость реакции. Да, во время жары количество ДТП,к ак правило, увеличивается. Но вы же понимаете, что сложно увязать ДТП именно с жарой. Аварии в жаркие выходные дни в курортных районах области мы объясняем не самой жарой, а возрастающей интенсивностью движения к местам отдыха.
ЦИФРЫ:
Городами-лидерами по аварийности в регионе остаются Челябинск, Магнитогорск и Златоуст.
На Южном Урале уже 1 млн 300 тысяч автомобилей, из них 500 тысяч – в Челябинске.