В разговоре приняли участие:
- Радзиховская Маргарита Владимировна, главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения Челябинской области;
- Зиганшин Олег Раисович, главный дерматовенеролог и косметолог Министерства здравоохранения Министерства здравоохранения Челябинской области;
- Романов Сергей Георгиевич, заместитель главного врача по организационно-методической работе Челябинского областного клинического кожно-венерологического диспансера.
Представляем Вашему вниманию стенограмму мероприятия.
Итак, какова статистика по ВИЧ и ИППП на Южном Урале?
Радзиховская М.В.: За первые шесть месяцев 2014 года мы выявили 2050 новых случаев ВИЧ. Всего в Челябинской области более 32 тысяч людей, больных ВИЧ. 5,5 тысяч из них получают непрерывное специфическое лечение. В плане доступности лечения ничего не изменилось. Если имеются показания для начала специфической противовирусной терапии, которая помогает пациенту сделать жизнь качественнее и жить дольше, то такая терапия назначается. Кстати, это уменьшает риск передачи инфекции, то есть снижает эпидемиологическую значимость ВИЧ. Назначаемые препараты обеспечиваются бесплатно и гарантированы государством.
Зиганшин О.Р.: За первые шесть месяцев 2014 года на территории Челябинской области было выявлено 2 397 новых случаев ИППП. Однако по сравнению с аналогичным периодом времени 2013-го заболеваемость ИППП в Челябинской области снизилась на 21%. Значительное снижение было зарегистрировано и в 2013-ом году по сравнению с 2012-м. Причём снижение зарегистрировано по всем шести ИППП. Так, заболеваемость сифилисом снизилась на 23%, гонококковой инфекцией на 23%, трихомониазом на 13%, хламидиозом на 31%, герпесом на 12% и аногенитальными бородавками на 1,5%.
С чем связано снижение заболеваемости ИППП?
Зиганшин О.Р. На Южном Урале работают высокопрофессиональная дерматовенерологическая служба. Наши специалисты занимаются не только диагностикой лечений, но и профилактической работой. Большую роль играют и ежеквартальные заседания областной межведомственной комиссии при правительстве Челябинской области, на которых обсуждаются вопросы социально-значимых заболеваний, в т.ч. и ИППП.
А в каких районах Челябинской области ситуация с ИППП самая неблагополучная? Где больше всего болеющих? Или такой информации нет?
Зиганшин О.Р.: Как это нет? Я скажу больше: нам известны не только районы, но и отдельные дома и квартиры, в которых наблюдаются вспышки ИППП. Среди временно неблагополучных территорий - Каслинский, Чесменский, Коркинский и Варненский муниципальные районы, а также Карабаш. В сельских районах чаще встречается сифилис, среди городского населения – больше вирусных инфекций. Подъёмы заболеваемости связаны со множеством факторов – с питанием, экологией, стрессовым воздействием и др. Добавлю, что самыми благополучными территориями области по итогам шести месяцев стали Сосновский, Октябрьский, Карталинский и Кунашакский муниципальные районы. ИППП там регистрируются, но это единичные случаи.
Опишите, пожалуйста, портрет пациента с ИППП.
Романов С.Г.: Самый высокий уровень заболеваемости отмечается в возрастной группе от 18 до 29 лет. И это естественно, потому что речь о самом сексуально активном возрасте. Сифилисом болеют 50 на 50. Гонококком в 80% случаев болеют мужчины. Другими вирусными ИППП больше болеют женщины. Что касается социального статуса, то 50% пациентов с ИППП – это работающее население и 46% - не работающее. По крайней мере, они так себя позиционируют, но среди них много индивидуальных предпринимателей и людей, которые занимаются непостоянной рабочей деятельностью. Остальные – это учащиеся школ, студенты и пенсионеры.
Как обстоит ситуация с заболеваемостью ИППП среди подростков?
Зиганшин О.Р.: В последнее время венерологи всего мира отмечают раннее начало половой жизни среди подростков. Это удел того времени, в котором мы живём. За последние полгода зарегистрировано 2 случая сифилиса у детей до 12 лет и 12 случаев сифилиса у подростков. То есть всего 14 случаев. За первые шесть месяцев 2013 года было 16 случаев ИППП у детей и подростков. Каждый случай – это ЧП федерального масштаба, поэтому выясняется, почему и как всё произошло. Как правило, дети заражаются в быту от больных родителей.
Лечить детей от ИППП легче или сложнее, чем взрослых?
Зиганшин О.Р.: Конечно, в силу возраста зачастую может возникать непереносимость каких-то препаратов, и тогда подобрать терапию сложнее. Чем раньше выявляется заболевание, тем меньше его сроки и тем легче оно поддаётся лечению.
Какие симптомы должны насторожить и натолкнуть на мысль об ИППП?
Романов С.Г.: Любое высыпание на коже, особенно на половых органах. Вся беда в том, что на сегодняшний день порядка 50% случаев ИППП могут протекать бессимптомно. То есть инфекция в организме сидит, а человек её до поры до времени не чувствует. Тогда заболевание либо принимает хроническое течение, которое может привести к тяжёлым последствиям. В нашей службе организована система медосмотров. Однако, как правило, инфекции выявляются либо при планировании беременности, либо при приёме на работу…
Радзиховская М.В.: ВИЧ, как и ИППП, могут не иметь ярких проявлений заболеваний, протекая много лет без каких-либо проявлений. При первичном инфицировании могут появиться стёртые симптомы – подъём температуры, увеличение лимфатических узлов, боли в горле. Инфицированный человек продолжает вести обычный образ жизни, в т.ч. и являться источником заболевания для окружающих. Через 5-10 лет начинаются клинические проявления, уже характерные для ВИЧ-инфекций. Это могут быть различные воспалительные инфекции – поражения кожи, грибковые заболевания, частые пневмонии, онкологические заболевания и т.д. Наша задача – выявить заболевание на ранних сроках. Для этого организован скрининг ВИЧ-инфекции: граждане, которые попадают в поле зрения медучреждений и относятся к группам риска (потребители инъекционных наркотиков, туберкулезники и лица, ведущие асоциально-маргинальный образ жизни), в обязательном порядке проходят обследование на ВИЧ. Сегодня вообще любой житель Челябинской области может прийти в любую медорганизацию и узнать, как не заразиться ВИЧ и ИППП, а также обследоваться на их наличие у себя.
Как усугубляется картина, когда ИППП протекают на фоне ВИЧ?
Зиганшин О.Р.: Мы всё чаще сталкиваемся с ситуацией, когда ИППП протекают не как моно-инфекция, а как микст-инфекция, то есть её сопровождают целые «букеты» заболеваний. Это могут быть не две инфекции сразу, а три и более. Конечно, ИППП на фоне ВИЧ протекают сложнее: ведь снижается иммунитет. Это в свою очередь требует нестандартных сроков лечения, индивидуальных подходов и т.п.
К каким самым страшным и нежелательным последствиям могут привести нелеченные ИППП?
Романов С.Г.: К инвалидности. И даже к летальному исходу.
Зиганшин О.Р.: Бытует такое мнение, что сейчас лечится всё, достаточно одной таблетки или одного укола. Я официально заявляю тем, кто верит в такие мифы: в мире не существует ни таких таблеток, ни уколов. Существуют инфекции, которые не то что бы сложно лечить, их бывает вылечить невозможно! Не бывает лёгких проходных инфекций, лечение которых занимает 2-3 дня. 50-60% инфекций ведут к хроническим заболеваниям мочеполовых органов, к нарушениям сперматогенеза у мужчин, к бесплодию, к невынашиванию беременности на любом сроке у женщин. В подобных ситуациях лечить ИППП сложно, они уходят на второй план, а на первый выходит борьба с осложнениями. Тем, кто ведёт беспорядочные половые связи, рекомендовано регулярно обследоваться у венерологов. Тем более, что сделать это сегодня можно абсолютно бесплатно.
Радзиховская М.В.: Самое главное – применять средства защиты. Помните, что самими надёжными всегда были и остаются барьерные методы контрацепции. Только они способны защитить от ВИЧ и ИППП.