Участие приняли:
- Шишмаков Павел Борисович, главный государственный инспектор в Челябинской области;
- Куликов Александр Анатольевич, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области;
- Ярушев Сергей Михайлович, главный технический инспектор ООПС «Федерация профсоюзов Челябинской области»;
- Аверьянов Виктор Георгиевич, начальник отдела развития трудовых отношений и гарантий в сфере труда Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области.
Представляем Вашему вниманию стенограмму пресс-конференции.
Сколько человек ежегодно гибнет на производстве на территории Челябинской области?
Шишмаков П.Б.: Во-первых, стоит сказать, что День памяти погибших на производстве сотрудников учреждён Международной организацией труда (МОТ) и впервые он отмечался в 2003-ем году. По оценкам МОТ, каждый день в мире в среднем около пяти тысяч человек погибают в результате несчастных случаев на производстве. А профзаболеваемость на мировом производстве в сумме достигает двух миллионов случаев за год. Экспертами подсчитано, что в результате плохих условий труда на производствах теряется 4% мирового ВВП! Озвучу федеральную статистику. В 2011 году в России от несчастных случаев на производстве погибло 3220 человек, в 2012 году – 2999, в 2013 году – 2630. При этом наибольшее количество погибших зафиксировано в строительной отрасли. Так за прошлый год на стройках страны погибло 610 человек. На обрабатывающем производстве – 469 погибших россиян, в отрасли транспорта и связи – 289, в сельском хозяйстве - 304. Теперь о Южном Урале. У нас за прошлый год на производстве погибло 86 человек, из них 8 женщин. Большинство несчастных случаев со смертельным исходом также приходятся на строительную отрасль.
Куликов А.А.: Но у нас не меньше гибнет и на обрабатывающем производстве (металлургия, машиностроение и т.п.): 30% смертей на производстве приходятся на строительную отрасль и почти столько же на обрабатывающую. Причём если по всей РФ травматизм на производстве снижается, то в Челябинской области картина иная. Всё-таки регион у нас промышленный. Начиная с 2009 года, когда область стала выходить из кризиса, наметилась и чёткая тенденция к увеличению случаев травматизма: 2009 год – 76 погибших, 2010 – 83, 2011 – 76, 2012 - 86.
Шишмаков П.Б.: В прошлом году много несчастных случаев было связано именно с падением метеорита – 200 лёгких производственных травм и 9 тяжёлых. Из-за падения разбитых стекол было много порезов, люди падали от взрывной волны, ударялись головами…
Как часто на Южном Урале нарушается законодательство по части охраны труда?
Шишмаков П.Б.: В 2013 году мы провели более трёх тысяч проверок. По их результатам выявили 22 790 нарушений, выдали 3170 предписаний и наложили штрафы на должностных и юридических лиц на сумму около 15 млн рублей. Цифры немаленькие. Подумайте только: 9 тысяч работников, которым работодатель задолжал зарплату, получили её после проверок и выданных предписаний. Общая сумма этих возвращённых зарплат - 130 млн рублей! Не могу не сказать о том, что в областной Госинспекции труда грядёт сокращение служащих. С 1 мая сократят 7 человек и в регионе останется 51 инспектор на 210 тысяч хозяйствующих субъектов. Таким образом, можно предположить, что период от одной плановой проверки до другой на каждом южноуральском предприятии растянется до 35-ти лет!
Возвращаясь к нарушениям, уточните, о каких предприятиях идёт речь? Где чаще всего нарушают законодательство?
Шишмаков П.Б.: Как правило, основная часть нарушений приходится на предприятия малого и среднего бизнеса. И каждое второе нарушение касается задолженности по заработной плате. Часто сталкиваемся с тем, что работодатели не заключают трудовые договора с работниками. Могу добавить, что в новом законодательстве, которое вступит в силу с 1 января 2015 года, ТК РФ предусматривает усиленную административную ответственность, в том числе за незаключения трудовых договоров с работниками.
Можно ли назвать ситуацию с соблюдением прав рабочих на достойные условия и охрану труда на предприятиях Челябинской области критической?
Куликов А.А.: Отчасти да, ведь главная причина несчастных случаев на производстве – неудовлетворительная организация условий труда. Кто-то что-то не сделал. Не обеспечил средствами индивидуальной защиты. Не оборудовал производство специальными ограждениями, сигнальными устройствами и т.п. Только в 8% случаев гибель работников связана с неисправностью оборудования. Всё остальное - человеческий фактор. Из 210 тысяч хозяйствующих субъектов о проведении аттестации рабочих мест перед нами отчитались лишь 4001! Это 1,9% от общего количества южноуральских работодателей. У нас 250 тысяч человек трудятся во вредных условиях труда. А это больше половины трудоспособного населения Южного Урала. Понятно, когда речь идёт о спасателях или пожарниках, но, случается, даже повара в детских садиках работают в экстремально-опасных условиях! Помню, пару прецедентов, когда повара, пожилые женщины работали в жару с неработающей вентиляцией. Когда мы пришли с проверкой, руководство садиков нас уверяло, что элементарно нет денег. Но после того, как мы приостановили работу всего учреждения, средства на вентиляцию сразу же нашлись.
Аверьянов В.Г.: Я бы хотел добавить цифры по общему травматизму на производстве в Челябинской области. По итогам 2013 года травмы получили 1282 человека. Показатель неплохой, если учесть, что за последние 10 лет уровень производственного травматизма у нас сократился на 40%. Тут сыграли свою роль и спад производства после кризиса 2008-го года, и усиление деятельности органов исполнительной власти в регионе, и старания профсоюзов. Остаётся напряжённой ситуация и с профзаболеваниями. Так, в прошлом году с ними было выявлено 305 человек. Таковых больше с каждым годом. У нас неблагоприятные условия труда, никуда от этого не денешься. 51% технологического оборудования находится в плачевном состоянии, его уже надо выводить из эксплуатации как металлолом! Технологии тоже используются устаревшие. Хорошо ещё, что ежегодно увеличиваются суммы на медосмотры, выделяемые из федерального бюджета! Да и сами рабочие стали следить за своим здоровьем, проходить диспансеризации…
Куликов А.А.: Стали следить, да не все. В прошлом году мы 71 смерть на производстве не связали с самим производством. Как можно считать человека погибшим на производстве, если у него во разгар рабочего дня остановилось сердце в результате запущенного сердечно-сосудистого заболевания? Или если он пришёл на работу и повесился в подсобке? Таких самоубийств было три за 2013-й год.
Аверьянов В.Г.: В 2013 году на первое место по общему травматизму на производстве вышел Коркинский муниципальный район. По смертельному травматизму в лидерах Пластовский район.
Какие меры принимаются, чтобы исключить опасность для работников опасных производств? Что делается в Челябинской области, чтобы сократить потери, минимизировать риски?
Аверьянов В.Г.: Отношения в области охраны труда у нас регулируются нормативно-правовыми актами РФ и законами Челябинской области. В 2001 году принят первый региональный закон об охране труда в Челябинской области, в 2011-ом – второй, наделивший органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда. Специалистами по охране труда ведётся серьёзная работа и в муниципалитетах, на основании их показаний мы проводим соответствующий анализ и дважды в год направляем в органы местного самоуправления аналитические записки для изучения тех моментов, на которые надо обратить внимание главам. Могу сказать, что всё хорошо в Троицке и Усть-Катаве, там сильные специалисты по охране труда. В Главном управлении по труду и занятости есть 39 территориальных центров занятости населения. Специалисты по охране труда контактируют с этими центрами, совместно проводятся различного рода семинары, обучаются работники предприятий. Понятно, что совершенствовать ситуацию без социальных партнеров мы не можем. Благо, у нас есть профсоюзы. В 2006 году для координации совместных действий всех заинтересованных лиц в области охраны труда постановлением губернатора Челябинской области была организована межведомственная комиссия по охране труда. В неё вошли больше 20 членов, это депутаты, представители областной Госинспекции труда и областного Роспотребнадзора, представители основных министерств и т.д. Комиссия заседает ежеквартально, рассматривая ситуацию с охраной труда в масштабах области. В 2011 году комиссией была принята «пробная» областная программа на 2012-2013 гг, в ходе реализации которой удалось снизить общий травматизм в регионе на 10%. На 2014-2016 гг запланировали на 5% снизить травматизм и на 10% профзаболеваемость.
Происходят ли несчастные случаи на предприятиях, где есть профсоюзы?
Ярушев С.М.: Конечно, такие предприятия не исключение. Замечу, что предприятия, где имеются профсоюзы, это предприятия, которые существуют со времён СССР, там вековые традиции, в т.ч. по части обеспечения безопасности труда. Речь о горно-металлургических комплексах, машиностроительных заводах, сельскохозяйственных и строительных организациях. И всё же кое-что упущено, кое-где не хватает настойчивости и внимания руководителям, кое-кто обращают больше внимания не на вопросы охраны труда, а на получение прибыли. Ведь обеспечение охраны труда – дело затратное. Могу сказать, что в 2013-ом году порядка 80 несчастных случаев произошли на предприятиях, где есть профсоюзы. Уверен: если бы на остальных предприятиях, где происходили несчастные случаи, были бы профсоюзы, то несчастных случаев было бы меньше. Мало кто понимает, что профсоюз как общественная организация имеет возможности осуществления контроля. Многие работодатели склонны считать профсоюзную организацию палкой в колесе: ведь представители её будут непременно задавать лишние вопросы, причем не только по охране труда, но и по заработной плате. Сегодня всё чаще непосредственные работодатели находятся на территории региона, а «голова», собственник производства - в столице. И по большому счёту ему не совсем интересно, как живут жители региона.
Какими же силами профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением требований по охране труда?
Ярушев С.М.: В Челябинской области есть свой региональный закон о профсоюзах. Он позволяет профсоюзным организациям создавать технические инспекции труда. Как правило, технические инспекторы – это люди со специальным образованием и опытом работы в сфере охраны труда. На Южном Урале девять техинспекторов различного уровня, я – один из них. Контролируя ситуацию с безопасностью труда на южноуральских предприятиях, мы постоянно поддерживаем контакт с Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области и с такими областными ведомствами как Госинспекция труда, Роспотребнадзор и Ростехнадзор. Кроме того, свою работу в области ведут восемь тысяч уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Это люди, которых выбирают непосредственно в профсоюзных организациях предприятий. На четыре часа в неделю каждый такой уполномоченный имеет право отлучиться с рабочего места, чтобы пройтись по структурному подразделению и удостовериться в соблюдении требований по охране труда причём не только со стороны работодателя, но и со стороны самих работников. И это будут оплачиваемые работодателем часы.
Если случилось…
Если вы получили травму на работе или на производстве погиб ваш родственник…
Каждый несчастный случай расследует работодатель. На расследование лёгких случаев даётся три дня, на расследование смертельного случая – 15 дней (в таком расследовании уже участвуют представители Госинспекции труда). По результатам расследования составляется акт; один экземпляр (подлинник) отдаётся на руки работнику, второй (копия) хранится у работодателя, третий (тоже копия) направляется в фонд социального страхования для начисления денежных средств. В случае, если вы получили лёгкую травму на производстве, вам только лишь оплатят больничный лист. Оплата составит сто процентов среднего заработка вне зависимости от стажа работы. То есть вы будете отлёживаться дома после получения травмы, а работодатель обязан будет платить вам так, словно вы продолжаете работать как ни в чём не бывало. Что касается тяжелых случаев, то тут кроме оплаты больничного предполагаются выплаты на лечение и реабилитацию работника (опять же через ФОМС). В случае гибели человека на производстве размер выплаты иждивенцам может достигать одного миллиона рублей (исходя из среднего заработка погибшего). Если работодатель пытается скрыть несчастный случай на производстве и расследование дела не происходит, нужно обращаться в прокуратуру или в региональную Госинспекцию труда. В Госинспекции консультация по телефону исключена, нужно приехать на приём по адресу Свердловский пр., 60, кабинет №3 (первый этаж).