Такое важное сообщение сделал губернатор Челябинской области Борис Дубровский на недавней встрече с представителями крупнейших промышленных предприятий региона. Говорили здесь больше не об экономике, но об экологии, причём, как выяснилось, сферы эти во многом взаимосвязанные.
Станем пилотным регионом
Поясним, что комплексную программу по улучшению качества атмосферного воздуха на Южном Урале разрабатывают в рамках исполнения поручений Президента РФ Владимира Путина по Году экологии. В министерстве экологии области уже составили том сводных расчётов выброса в атмосферу загрязняющих веществ. Именно эти данные стали основой для мероприятий, которые позволят не только снизить выбросы от предприятий и автотранспорта, но и сделать более масштабным озеленение населённых пунктов.
«Понимаю, что все здесь присутствующие следят за тенденциями в развитии охраны окружающей среды и профессионально этим занимаются, - так начал совещание Борис Дубровский. - По поручению президента в законодательство РФ мы внесём изменения, которые направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предусматривают в том числе разработку и утверждение порядка выполнения сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха и их применения при нормировании выбросов вредных веществ, включая использование системы квотирования. Также есть поручение Правительству РФ в трёхмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации стратегии экологической безопасности России до 2025 года. Это системный большой документ. Надеюсь, вы его посмотрели и оценили, что мы можем и как должны действовать для того, чтобы эту стратегию реализовать на практике в Челябинской области».
Опираться в этой непростой работе будут на системы сводных расчётов стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы. Южному Уралу предстоит стать в этом первопроходцем.
«Мы должны совместно выработать инструментарий, и, когда получим статус пилотного региона, эту систему управления будут применять на практике с дальнейшим тиражированием её в других территориях», - пояснил глава региона.
Нормативы надо пересмотреть
Ориентироваться в системе контроля за качеством атмосферного воздуха следует на приемлемые показатели качества воздуха в жилой застройке не более 1 ПДК - с таким предложением выступили представители министерства экологии.
«С учётом необходимости этих мероприятий в прошлом году в Челябинске мы составили сводные расчёты, - рассказала министр экологии области Ирина Гладкова. - В них мы включили данные о предприятиях, которые дают основную массу выбросов. Результаты, к сожалению, показали, что при соблюдении предприятиями установленных им нормативов нам не удастся обеспечить благоприятное качество среды в городе. Нормативы избыточные. Мы проанализировали ситуацию в период длительных неблагоприятных метеорологических условий в январе. По данным Росгидромета, сохранение объёма выбросов даже в пределах норматива приводит к накоплению примесей в атмосфере. В результате чем более длительный период НМУ, тем ниже качество воздуха и тем больше жалоб жителей, которые это отлично чувствуют».
Ситуацию усугубляет и тот факт, что нормативы выбросов значительно изменились после 2005 года под программы перспективного развития предприятий. Спору нет, что без поддержки предприятий региону нельзя развиваться нормально, но в последнее время всё большее количество южноуральцев требует пересмотреть нормативы. Иначе экологическая ситуация в регионе бумерангом ударит уже по самим предприятиям.
«Есть разрыв между тем, как работает нормативная база, и тем, на что она должна быть нацелена. Предлагаем пересмотреть систему управления нормативами. Она должна защищать качество воздуха в местах проживания людей, - убеждён Борис Дубровский. - Мы понимаем историческую особенность территории, при этом мы должны показывать динамику снижения загрязнения воздуха».
Многое уже удалось сделать. Так, сводные расчёты позволили составить квоты для предприятий. Теперь промышленникам предстоит посмотреть, за счёт каких мероприятий они могли бы обеспечить новые нормативы, насколько это затратно в финансовом и временном плане.
«Часть предприятий вышла на прямой диалог, - сообщила Ирина Гладкова. - Уверены, что чем лучше вы эту ситуацию поймёте, тем лучше сможете спрогнозировать собственное развитие с учётом новых ограничений. При разработке нормативной базы необходимо понимать, какие именно острые моменты возникают для предприятий, чтобы правильно определить процедуру перехода на квоту: в какой срок сможете её обеспечить, промежуточные точки и что для этого требуется. Мы попросили дать свои предложения и контролирующим органам - Росприроднадзору и Роспотребнадзору. Эти направления нужно отрабатывать в пилотном режиме».
Уже есть примеры успешного диалога с промышленниками. Так, Магнитогорский металлургический комбинат назвали в качестве предприятия, у которого отсутствует разрыв между нормативными и фактическими выбросами. Как пояснила министр экологии, это заставляет комбинат искать другие подходы к развитию.
«Этого мы ждём от всех остальных, - обратилась к промышленникам Ирина Гладкова. - В частности, выдвинута стратегическая инициатива «Чистый город», которая как раз совпадает с тем, что сейчас рассматривается по квотированию - индекс загрязнения атмосферы в городской застройке. Примечательно, что те предприятия, которые откликнутся на призыв, не останутся без поддержки государства».
«Мы сейчас рассматриваем механизмы государственной поддержки и стимулирования предприятий, реализующих экологические проекты, - разъяснил министр экономического развития региона Сергей Смольников. - Наиболее эффективный механизм поддержки предприятий - применение специальных инвестконтрактов, которые предусмотрены законом об охране окружающей среды. По нему даются налоговые преференции на срок до десяти лет».
Кроме того, Челябинская область подготовит предложения в Государственную думу РФ по введению дополнительных мер поддержки для промышленных предприятий на основе совместно выработанных мероприятий и предложений.
40% выбросов - от автомобилей
Не оставили без внимания и другой существенный источник загрязнения - автомобильный транспорт. По данным министерства экологии, в Челябинске доля автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха достигает 40%. Поэтому решено развивать экологически чистый общественный транспорт, обеспечивать все виды чистого транспорта приоритетным движением, парковками, создавать перегрузочные парковки для большегрузов.
В Челябинске уже завершили работу по изменению маршрутной сети, запланировали обновление автопарка.
Глава города Евгений Тефтелев сообщил, что по поручению губернатора областной центр приобрёл 32 автобуса на газомоторном топливе. В период НМУ планируется запретить въезд на территорию города большегрузов. Облегчить экологическую ситуацию поможет и программа озеленения. Так, весной в Челябинске высадят 3 700 деревьев.
Но главной остаётся работа с предприятиями. Необходим полноценный диалог.
«Прошу все предприятия, которые получили от правительства области предложения по квотам, оценить этот вопрос, вступить с нами в диалог в рабочих группах - дать предложения о достижении квот, этапах работы, технических решениях, которые остаются за вами, - призвал губернатор. - Хочу вас заверить, эту работу мы начали и будем неуклонно двигаться вперёд. Это практическая альтернатива, которая должна быть выработана нами совместно. Мы находимся в диалоге с промышленниками, выполняем запрос общества и делаем наши предприятия современными, конкурентными, встроенными в будущее и в рынок».
Следующее рабочее совещание по обсуждению механизмов и предложений, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, с участием промышленников запланировано на июнь.