Примерное время чтения: 6 минут
867

Широкая магистраль. Старейшему производителю железобетонных шпал 60 лет

Готовая продукция, которую ждут на железных дорогах страны.
Готовая продукция, которую ждут на железных дорогах страны. / Людмила Ковалева / АиФ

Предприятие входит в состав российской компании «Акционерное общество «БетЭлТранс» (АО «БЭТ») – крупнейшего производителя железобетонных шпал и брусьев стрелочных переводов. В этом году Челябинский завод железобетонных шпал – филиал АО «БЭТ» празднует своё 60-летие.

Вековая история

Мало кто задумывается над тем, что железная дорога – это не только пути и подвижной состав, но и огромная индустрия, где есть предприятия, без которых железная дорога просто не смогла бы существовать.

Более века назад железная дорога держалась на деревянных шпалах. В 20-х годах прошлого столетия в России перешли на выпуск железобетонных конструкций, но они не отличались прочностью.

Только в 1947-1948 годах были разработаны и изготовлены образцы железобетонных шпал, армированных стальными струнами. Через десять лет их серийное производство было запущено на первом специализированном заводе в Челябинске. Именно использование напряжённых железобетонных шпал позволило увеличить скорость движения поездов и срок эксплуатации путей.

Очередной скачок в развитии железных дорог пришёлся на 2000 годы. Потребность в шпалах для строительства и реконструкции железнодорожной сети послужила началом модернизации производства. В 2001-м на челябинском заводе был расширен бетоноформовочный цех, что позволило увеличить выпуск и на 100% удовлетворить потребность Южно-Уральской железной дороги в шпалах. При этом предприятие уже поставляло свою продукцию на Свердловскую, Западно-Сибирскую, Средне-Азиатскую магистрали и др.

Затем на заводе установили современную технологическую линию, откуда в 2003 году вышла первая в России железобетонная шпала со стержневой арматурой. При этом производственные мощности челябинского завода выросли более чем в два раза и составили 910 тысяч условных шпал в год.

Новая веха в истории Че­ля­бин­ско­го завода железо­бе­тон­ных шпал началась в 2008 году, когда он стал частью компании АО «БЭТ», объединившей девять специализированных предприятий по всей России. Вот уже 60 лет завод обеспечивает железную дорогу качественными шпалами, соединяя самые удалённые уголки нашей страны и ближнего зарубежья.

Одна из новых автоматизированных технологических линий.
Одна из новых автоматизированных технологических линий. Фото: АиФ/ Людмила Ковалева

Шпалы с паспортом

«Сегодня акционерное общество «БетЭлТранс» является основным поставщиком востребованной продукции на сеть железных дорог, – рассказывает генеральный директор АО «БЭТ» Сергей Мельников. – Мы изготавливаем все виды железобетонных шпал, а также комплекты железобетонных брусьев стрелочных переводов, мостовые безбалластные плиты, элементы рельсовых скреплений и другую продукцию.

За годы работы мы запустили на наших заводах пять автоматизированных карусельных линий для производства шпал в коротких формах со стержневой арматурой, что является технологическим новшеством. За счёт большой жёсткости коротких форм полностью отсутствуют деформации в бетоне от натяжения арматуры, шпалы имеют геометрию, обеспечивающую более высокие допуски их применения в пути».

Каждый день завод потребляет сотни тонн сырья.
Каждый день завод потребляет сотни тонн сырья. Фото: АиФ/ Людмила Ковалева

Рецептура бетонных смесей позволяет производить высоко­прочные и морозостойкие марки, способные выдержать тяжеловесные поезда с нагрузкой до 32 тонн на ось. А также увеличить срок эксплуатации путей на высокоскоростных магистралях.

Активно ведётся большая работа над инновациями. В скором времени все системы контроля и управления на производстве будут автоматизированными. А готовую продукцию станут маркировать радиометками. Таким образом, у каждой шпалы будет свой электронный паспорт, что позволит отслеживать свойства материала и креплений в процессе эксплуатации. Весь жизненный цикл продукции будет как на ладони.

Автоматика помогает достичь максимальной точности.
Автоматика помогает достичь максимальной точности. Фото: АиФ/ Людмила Ковалева

На высокой скорости

Другое направление инновационного развития – освоение производства безбалластных конструкций пути для высокоскоростного транспорта.

Тема более чем актуальная в преддверии строительства первого в России участка высокоскоростной магистрали, которая должна связать Челябинск и Екатеринбург уже к 2023 году. Именно на южноуральские предприятия, в частности на Челябинский завод железобетонных шпал, ляжет основная нагрузка по обеспечению ВСМ самой передовой и высококачественной шпальной продукцией.

Поздравляю весь коллектив завода с юбилеем. За 60 лет завод стал союзом единомышленников, с уверенностью несущих знамя передовиков своего производства. Общие цели позволяют нам добиваться высоких результатов, а профессионализм – ставить перед собой ещё более смелые задачи. Хотелось бы пожелать всем сотрудникам здоровья, неиссякаемой энергии и успешной реализации всех намеченных планов! 
Андрей Викторович Морозков, 
директор Челябинского завода железобетонных шпал – филиала АО «БЭТ».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах