Телефонные мошенники постоянно придумывают новые способы обмана. В последнее время они все чаще представляются операторами связи, и люди сами дают им доступ к своим счетам. Рассказываем, как не стать жертвой злоумышленников.
Кредиты на сотни тысяч
Вот лишь несколько примеров того, как жители Челябинской области теряли деньги или оказывались должниками по крупным кредитам, поверив «операторам».
31-летней жительнице Снежинска позвонили якобы представители сотового оператора и сообщили, что договор на обслуживание её номера скоро закончится. Чтобы номер не заблокировали, нужно сообщить код, который сейчас придет в СМС. Женщина выполнила инструкции собеседника. Лишь через несколько дней она заметила, что ей никто не может дозвониться. Кроме того, перестали приходить оповещения от банка, а зайти в личный кабинет не получалось. Ситуацию прояснила детализация звонков: оказалось, что к номеру подключена услуга переадресации. Когда женщина отключила эту услугу и смогла зайти в приложение банка, то обнаружила, что пропали все её сбережения. Кроме того, на нее оформлена кредитная карта, с которой уже сняли 210 тысяч рублей, и кредит на 150 тысяч рублей.
На еще одну жительницу Снежинска мошенники таким же способом оформили кредит на 716 тысяч рублей. Когда потерпевшая заметила неладное, средства уже были переведены на сторонние счета.
Жителя Златоуста «обрабатывали» сразу два злоумышленника. Первый позвонил мужчине с предложением поменять тариф на более выгодный, записал все данные и отключился. Однако вскоре поступил второй звонок: другой собеседник сообщил златоустовцу, что его «коллега» ошибся, и надо еще раз подтвердить данные – продиктовать коды из СМС. Мужчина сделал всё, о чем его просили, и только через неделю обнаружил, что на его имя оформлен кредит на 430 тысяч рублей.
57-летний житель Кыштыма поверил «оператору», который сообщил ему о переходе на новое оборудование. Из-за этого, по словам звонившего, нужно для проверки сообщить код из СМС. Чтобы мужчина как можно дольше ничего не замечал, мошенник предупредил его, что в ближайшие 2-3 дня будут приходить различные сообщения, реагировать на которые не нужно – мол, это часть теста нового оборудования. Южноуралец поверил злоумышленнику и понял, что его обманули, лишь когда получил от банка сообщение о необходимости платить по кредиту на 250 тысяч рублей.
Никому и никогда
Все эти истории объединяет одно – мошенники под любым предлогом пытаются получить доступ к управлению мобильным номером. На этом номере завязано многое – он используется для подтверждения входа и операций в приложениях банков, для восстановления паролей к различным сервисам и т. д. А жертва какое-то время даже не будет подозревать, что её деньги украдены – ведь после настройки переадресации все уведомления видит только злоумышленник.
Вот еще несколько вариантов того, что могут говорить мошенники для обмана клиентов:
- Это служба безопасности вашего оператора связи. Кто-то взломал ваш личный кабинет, сейчас восстановим доступ, вам нужно назвать код из СМС…
- Вам подключены платные услуги. Чтобы их отключить, отправьте СМС с кодом…
- Мы зафиксировали утечку ваших персональных данных. Сейчас придет СМС, назовите код, чтобы поменять пароль…
Услышав подобное, нужно сразу прекратить разговор. А если все же осталось волнение по поводу возможной блокировки номера или утечки данных, самым разумным будет самостоятельно перезвонить в справочную своего оператора или отправиться в ближайший офис.
Настоящие операторы связи предупреждают: сотрудники никогда не попросят клиента назвать код для входа в личный кабинет или ввести какую-либо команду во время разговора. Такие просьбы поступают только от мошенников.
В ГУ МВД по Челябинской области рекомендуют гражданам не вступать в разговор с неизвестными по телефону и не разглашать персональные данные.
«Не стоит верить на слово всем абонентам, которые звонят по телефону. Следует обращаться в офис сотового оператора и обсуждать все вопросы непосредственно с работником», - напоминают в полиции.
Комментарий
Руководитель отдела по связям с общественностью МР «Урал» Tele2 Елена Тырина:
- Среди наших приоритетов в работе - информирование клиентов об основах информационной безопасности. На сайте компании есть специальный раздел «Защита и безопасность», операторы контактного центра, сотрудники техподдержки на сайте и в мессенджерах на круглосуточной основе консультируют абонентов в том числе и по вопросам безопасности. Главное, на что мы обращаем внимание клиентов - никому не сообщать персональные данные. Сотрудники Tele2 не запрашивают коды из SMS для входа в личный кабинет и не предлагают во время телефонного разговора ввести USSD-команду. При малейшем подозрении на мошенничество мы рекомендуем сразу прервать беседу и перезвонить в справочную службу оператора по бесплатному номеру 611.