Сегодня, благодаря внедрению программ «Электронное Правительство» и «Информационное общество», ситуация меняется.
О том, что уже работает и что еще предстоит реализовать, рассказывает Министр информационных технологий и связи Челябинской области Дмитрий Алексеевич Тарасов.
- Дмитрий Алексеевич, спасибо, что выделили время для интервью. Нашим читателям интересно узнать, как развивается программа Информационное общество и Электронное Правительство? Что уже сделано?
- На 2011-2012 год Правительством Челябинской области была утверждена областная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Челябинской области на 2011-2012 год». Одним из самых значимых мероприятий программы в 2011 году стал переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде и внедрение межведомственного электронного взаимодействия в рамках оказания госуслуг. Все эти работы упрощают процедуры взаимодействия граждан и организаций с органами власти, делают процессы более прозрачными, снижают возможности для возникновения коррупционных схем.
Наших предпринимателей сегодня трудно удивить работой в Интернете. Практически каждая компания, открывая расчетный счет, начинает работать с Интернет-банком, у большинства предприятий сеть свои сайты, многие участвуют в Интернет-торгах. Для бизнеса получение услуг через Интернет – это не экзотика, а еще один способ сэкономить время, получить информацию о работе органов власти, сделать взаимоотношения прозрачнее.
- Какие услуги сегодня могут получить граждане или предприниматели через Интернет и что для этого необходимо?
- Сегодня в электронный вид переведено 49 социально-значимых государственных и муниципальных услуг. Теперь у каждого есть возможность подать заявление в электронном виде, отслеживать ход оказания услуги в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг и Региональном портале государственных и муниципальных услуг. Для этого сначала необходимо пройти процедуру регистрации на портале www.gosuslugi.ru и, получив персональный код, перевести часть своих взаимоотношений с органами власти в электронный вид. Сегодня, используя Интернет, можно лицензировать образовательную или медицинскую деятельность, оформить выплату единовременного социального пособия, получить заключение о привлечении и использовании иностранных работников. Работа по переводу услуг в электронный вид идет постоянно. Основной задачей Программы в 2012 году остается перевод процесса оказания государственных услуг в электронный вид и развитие межведомственного документооборота.
- Для того, чтобы получать услуги через Интернет, необходимо было и всю информацию перевести в электронный вид. Это огромная работа с органами власти и архивами.
- Верно. Необходимо создание цифрового контента. В Единую информационно-поисковую систему архивов Челябинской области введено почти 1 500 000 листов архивных документов, установлено специальное программное обеспечение позволяющее оказывать государственные услуги по обеспечению доступа к архивным фондам. Мы запустили в эксплуатацию ГАС «Управление», в том числе модули учета юридических лиц, воинского учета, миграции и ЗАГС, подсистема похозяйственного учета. Так же создана система оперативного мониторинга социально-экономического развития Челябинской области. Большой объем работ осуществляется в Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
- Если предпринимателю необходимо получить дополнительную информацию для бизнеса можно ли это сделать, не обращаясь непосредственно в органы власти, а просто получить в Интернете?
- Одним из важнейших направлений в областной целевой программы стало повышение информационной открытости органов исполнительной власти и местного самоуправления. Каждый орган исполнительной власти и местного самоуправления должен иметь официальный сайт в Интернете, на котором должна быть представлена информация в соответствии с требованиями Федерального закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информационной деятельности государственных органов власти и местного самоуправления». Кроме того, в Интернете публикуются судебные решения судов общей юрисдикции в рамках, обеспечен доступ к Интернету и на судебных участках мировых судей Челябинской области. Мы регулярно мониторим сайты органов власти, выдаем советы и рекомендации по их наполнению. Вся эта работа позволяет предпринимателю и любому южноуральцу оперативно получить информацию из Интернета.
- Где сегодня можно получить услугу?
- Ну, разумеется, можно получать услуги на Едином портале государственных услуг и Региональном портале государственных и муниципальных услуг. Кроме того, в Челябинске и в областных городах создана сеть многофункциональных центров (МФЦ), которая сводит к минимуму общение между заявителем и служащим, ответственным за предоставление этих услуг, еще на территории области в местах общественного доступа установлено 40 инфоматов – программно-технических комплекса, позволяющих получать услуги самостоятельно. Сегодня каждый южноуралец, каждый предприниматель может выбрать для себя удобный способ получения государственных услуг или использовать те, которые наиболее удобны для него в каждой конкретной ситуации.
- Если идет такая большая работа по переводу взаимодействия бизнеса и органов власти в электронный вид, то возможно, что скоро личного общения чиновников и бизнеса вообще не понадобится?
- Каждый предприниматель может выбрать тот канал коммуникаций, который ему наиболее удобен. Ему решать, как лучше организовать свою работу. Но, безусловно, работа через Интернет значительно оперативнее и эффективнее, и, что немаловажно – прозрачнее. Мы понимаем, что работая в Интернете любой документ можно восстановить, так же как и дату его получения. Конечно, существуют еще определенные привычки и психологические барьеры, но, думаю, что недалек тот день, когда зарегистрировать новое предприятие любой предприниматель сможет с мобильного устройства в электричке между Миассом и Златоустом.