По словам сити-менеджера Сергея Давыдова, она должна равняться минимум 17 рублям.
Нас успокаивают: при пополнении транспортных карт на большую сумму (от 700 рублей) можно будет ездить по старой стоимости. А в соседнем Екатеринбурге, например, цена 18 рублей.
Маршрутки не побороть
В Челябинске же она не повышалась в течение четырёх лет, а за это время стоимость электроэнергии для транспортников скакнула на 70%, бензина и дизельного топлива - более чем вдвое.
Здесь следует уточнить: подорожание электричества связано с отменой льготного тарифа. В одном из предыдущих номеров мы показали, что, например, троллейбус даже в таких условиях может себя окупать, катая людей за 10 рублей. Что касается цен на горючее, то с 2008 года оно подорожало на 25%, а не на 100.
При расчёте себестоимости поездки специалисты руководствуются не только ценами на энергоресурсы, но и количеством пассажиров, перевозимых каждым видом транспорта по каждому маршруту. Есть золотое правило: чем больше пассажиров, тем выше рентабельность и тем самым ниже себестоимость одной поездки.
Отметим, что уже очень давно, ещё в начале «нулевых», маршрутные такси далеко обогнали по заполняемости городской транспорт. И составить ему конкуренцию сейчас, с новой ценой билета, вряд ли возможно.
Сегодня самым востребованным видом транспорта в Челябинске является трамвай, за ним идёт троллейбус. На последнем месте - автобус. Соотношение ежемесячной выручки и затрат на единицу подвижного состава выглядит так (в тысячах рублей): трамвай - 300/160, троллейбус - 225/178, автобус - 225/180.
Самая сложная ситуация с выручкой - в МУП «ЧАТ». Из 31 маршрута стабильно работают только пять, очень часто на маршруты с небольшим пассажиропотоком ставят большие автобусы. Ставить, собственно, больше нечего, и это в разы снижает рентабельность. К тому же срываются рейсы.
Больше машин
Чтобы побороть издержки, нужно увеличивать выпуск, а не наоборот, считают эксперты. Хороший пример подаёт автобусный маршрут № 15. В 2010 году на нём работало восемь автобусов в час пик и четыре - днём. Маршрут был убыточен. После того как в 2011-м выпуск увеличили до 21 единицы, выручка с каждой машины выросла на 25-30%. Автобус составил серьёзную конкуренцию маршрутным такси.
В городе, кроме пассажирских, активно развивается такое направление, как грузоперевозки Москва Челябинск.