Примерное время чтения: 7 минут
186

Карты биты. В результате пострадали челябинцы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. «АиФ-Челябинск» 11/04/2012
Фото Александра Фирсова

Переходный период замены старых карт на новые, начавшийся в январе, оборвали резко, лишив 1 апреля общественный транспорт терминалов, считывающих старые карты. Пошутили над кем?

По факту - над народом. Точнее, над льготной категорией граждан, вынужденных часами стоять в очередях к центру эмиссии, диспетчерским депо, чтобы получить, пополнить, разобраться в системе сбоя новых транспортных карт. Социальная напряжённость стихла после личного вмешательства главы администрации Челябинска Сергея Давыдова. Тут же открылись дополнительные пункты выдачи карт, уменьшились очереди, льготные категории граждан успокоились. Всё утихло. Теперь можно попытаться разобраться, какая карта что побила, будет ли потребитель от этого в выигрыше.

По мастям

Транспортная и социальная карта старого образца была разработана системой платёжных сервисов «Золотая корона» и внедрена в Челябинске в 2002 году. Челябинвестбанк, познакомившись с бесконтактными технологиями, разрабатываемыми в то время «Золотой короной», вышел на администрацию города с предложением внедрить многофункциональную социальную карту челябинца. Карта представляла безграничные возможности учёта, не требовала документов, подтверждающих личность и социальный статус, так как была идентифицирована (имела фото владельца), и позволяла вести безналичный расчёт. Удобство «3 в 1» было оценено, дана «зелёная улица» в реализации проекта. За девять лет компанией «Уралинфотек» - партнёром «Золотой короны» - выпущено более 400 тыс. карт:

• транспортные карты, которые позволяли оплачивать проезд по дифференцированному тарифу в зависимости от суммы пополнения (так называемый электронный кошелёк);

• электронные проездные сроком действия от 10 дней до 3 месяцев;

• транспортно-банковские карты, которые использовались как обычные банковские карты для оплаты услуг населения и как транспортные карты (деньги за проезд списывались с банковского счёта владельца);

• социальные карты, выпускавшиеся для 50 льготных категорий муниципального, областного, федерального уровней.

Александр Гришин

 

«Той системой, которая была, стоит гордиться, - говорит директор проекта «Транспортная и социальная карта» системы платёжных сервисов «Золотая корона» Александр Гришин.. - В ней использован наибольший функционал, внедрено всё, что появлялось на мировом и российском рынках в сфере программного обеспечения и технического обслуживания».

Транспортная и социальная карта нового образца от своих предшественников, с точки зрения простого обывателя, отличается лишь расцветкой. «Пластик - он и в Африке пластик», - скажут многие из нас. Но городское управление транспорта уверяет, что именно карты нового образца позволят точнее отслеживать пассажиропоток, число поездок льготной категории граждан и предоставят возможность прогнозировать бюджетные расходы по компенсации оплаты их проезда.

Только без блефа

Чтобы по карточке отследить пассажиропоток, надо её считывать. Другими словами, прикладывать к оборудованию. В данном случае - к терминалу. Он сканирует данные карточки, фиксирует факт оплаты и переводит в автоматизированной системе деньги с одного счёта на другой. Независимо от того, какую карту - старого или нового образца - приложить к терминалу, он автоматически будет фиксировать факт проезда и оплаты. То есть не в карте дело. Дело в терминале, который может считывать или не считывать карту.

Терминалы, появившиеся в конце прошлого года в общественном транспорте, старые карты не считывали. Зато снабжены дополнительной контролирующей функцией: приложил карту к терминалу - он тут же выдаёт чек, подтверждающий факт оплаты проезда. На чеке указано: сколько, куда и, главное, когда были переведены деньги. Очень грамотный механизм. Только почему были закуплены такие терминалы, которые не читали старые карты? В Златоусте, к примеру, используют в общественном транспорте такие терминалы, которые старые транспортные и социальные карты считывают.

Зачем и кому понадобилась эта реформа, если все изменения можно было провести в рамках действовавшей системы и не обрекать тысячи людей на хождения по мукам?

Почему люди должны подстраиваться к техническим нововведениям, а не технические нововведения направить на комфорт людей? Ведь именно из-за новых терминалов, как нас убедили, началась замена старых транспортных карт на новые.

Со страхом думаю о том, что через пару-тройку лет буду относиться к льготной категории граждан. Что произойдёт с памятью и разумом - неизвестно. Вдруг социальную карту потеряю. Её кто-то найдёт и по простоте душевной воспользуется. Автоматизированная система будет фиксировать факт проезда и оплаты.

А я потребую выдать новую карту. Кому поверят: пенсионерке со слабым разумом или умной машине? Оставили бы старые, персонифицированные, с фотографией, где и губы накрашены, и причёска в порядке, тогда бы мою карту никто другой не взял в оборот. Фейс не совпал бы. Может, зря отказались от персонифицированных карт, может быть, надо было всё лучшее из старых карт перенести в новые?

Это возможно

«Надо общаться, выявлять то, что плохо работает, и находить совместно пути исправления. Большой пласт вопросов может быть снят просто после того, как технические специалисты с одной и другой стороны вместе соберутся и договорятся, как решать поставленные городом задачи. Это называется интеграцией. Мы могли бы предложить интеграцию в части сети пополнения карт, снять негатив, возникший у населения города из-за внедрения новых транспортных карт, - считает директор проекта «Транспортная и социальная карта» системы платёжных проектов «Золотая корона» Александр Гришин. - Мы не можем спокойно, безучастно смотреть на то, что происходит с нашими клиентами. Мы понимали, что такие процессы произойдут, ещё тогда, когда информация о замене транспортных карт только появилась в СМИ. Пытались выйти на диалог, но не получилось. До сих пор считаем, что время не упущено. Нужен конструктивный диалог».

«Наша задача - сделать так, чтобы люди могли сами выбирать, какая карта им удобнее. Должны быть предоставлены равные возможности и равная доступность к сервисам.

Максим Глазков

 

Если у вас в кармане две банковские карты, вы не задаётесь вопросом, какой пользоваться. Пользуетесь той, которой удобно, так должно быть и с транспортными картами», - поддерживает коллегу директор по развитию ООО «Уралинфотек» Максим Глазков.

Бывшие партнёры управления транспорта администрации Челябинска готовы к диалогу. Готова ли другая сторона? Сейчас уже понятно: если бы этот диалог состоялся раньше, то не стояли бы наши пенсионеры в многочасовых очередях, не требовали бы активации новых карт, не направляли бы весь свой негатив на сотрудников депо и транспортников. Есть ещё время всё поправить. Было бы желание.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах