Регион принимает до 250 иностранных охотников в год, это почти четверть от общего числа приезжающих поохотиться в Россию. Привлекают гостей богатство природы и ценность трофейной дичи. Начальник управления охотничьего и рыбного хозяйства Пётр ФЕДОТОВ рассказал, что мешает региону стать охотничьим раем.
Законные барьеры
Иностранцев отпугивают ужесточённые правила по ввозу в Россию охотничьего оружия. К примеру, организации, принимающие у себя гостей, обязаны хранить их двустволки в специальных оружейных комнатах из бетона и стали с самой современной сигнализацией. «Это очень затратно, - считает Федотов. - Стоимость «трофейной» путёвки для иностранца достигает 5 тыс. евро. При этом Венгрия принимает до 30 тыс. человек! А в Зауралье квоты на отстрел животных выбирают лишь на 5%».
При этом каждый год в лесах области ловят более тысячи браконьеров, и часто инспекторы фиксируют случаи варварской бойни. «Денег не хватает, чтобы оснастить инспекторов автомобилями, техникой и обмундированием, - говорит Пётр Николаевич. - Если раньше выделяли 40 млн рублей, то сейчас - менее 5 млн». Кадров тоже не хватает: в лучшем случае один инспектор на район. «Я привожу пример: браконьеры на «Ямахах» - и наш инспектор бегом без формы».
Сейчас органам охотничьего надзора помогают силовики - МВД и ГИБДД. На днях в Шатровском заказнике задержали варвара из Тюмени. Другой браконьер заплатит за тушу лося 200 тыс. рублей - так решил суд. Многие сходятся во мнении: спасти фауну можно, лишь ужесточив наказание. С 1 мая этого года за нарушение правил охоты граждан ждёт штраф от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. В Минприроды готовят проект, по которому у нарушителей будут изымать охотничьи билеты (вместе с ружьём) на несколько лет.
Бобры кусачие
По подсчётам специалистов, в лесах Зауралья бегает более 116 тыс. косуль и более 6 тыс. диких свиней. Лосей значительно меньше. Но в этом году, по словам начальника охотуправления, возможно, запретят отстрел самок лося на три года и ограничат сроки охоты на самцов, чтобы численность животных поднялась хотя бы до 8 тыс. голов.
А вот бобёр, в последние годы наводнивший районы области, охотникам неинтересен. «Пока на него нет спроса, хотя мех ценный. Страдают садоводческие кооперативы: нам люди часто звонят и сообщают, что бобёр яблони и другие деревья испортил. Но заставить охотников добывать бобра мы не можем». По словам заведующего травмпунктом Курганской больницы скорой медицинской помощи Владимира ШАФРАНА, с укусами бобров и енотовидных собак в день обращается по 5-6 пострадавших, а в выходные - до 10 человек. Все укушенные любители природы пытались покормить диких зверей.