Система БАРС, в которой работают медучреждения Челябинской области, оказалась перегружена. Врачи жалуются на систему не первый раз.
Оказалась перегружена
«В конце ноября мне нужно было записать ребёнка на приём к врачу. Как обычно, зашла через портал Госуслуг. Сервис неудобный сам по себе, но в этот раз вообще не смогла записаться к специалисту, – рассказывает челябинка Марина П. – Тогда я позвонила по многоканальному телефону нашей поликлиники. Автоответчик сказал, что я девятнадцатая в очереди. Провисела на телефоне больше 30 минут».
В городских поликлиниках с самого утра стояли очереди, из-за сбоя программного обеспечения регистраторы не могли распечатать талоны. Жители вынуждены были ждать по часу, пока сотрудники поликлиники заполнят их вручную.
Как выяснилось, проблемы с электронными сервисами появились во всех медучреждениях Челябинска и в других южноуральских городах 19 ноября. Две недели региональный минздрав пытался наладить работу системы. «Нагрузка на систему «Барс», с которой работает наш регион, оказывается огромная, и в зависимости от запросов южноуральцев (в том числе сезонных заболеваний) она возрастает так, что не выдерживает и рушится, – объяснили в пресс-службе министерства здравоохранения Челябинской области. – Что, собственно, и случилось. Всю информацию удалось сохранить и восстановить. Предписания и штрафные санкции за сбой будут вынесены. До 1 декабря мы должны выйти на прежнюю проектную мощность».
Обратная сторона цифровизации
Порой система, которая должна была облегчить и ускорить работу поликлиник, только мешает процессу. Каждый, кто был на приёме у врача в муниципальной поликлинике, точно знает, сколько времени доктор тратит на осмотр пациента и сколько – на заполнение электронной формы и медкарты. Намного больше.
Да и сами врачи не в восторге от такой цифровизации. По словам медиков, система «виснет» (перестаёт работать) после каждого обновления программного обеспечения, теряются данные из электронных карт пациентов, иногда невозможно обработать талоны (отчёт о посещениях). «Пока эти две недели компьютер «стоял», нам приходилось работать по выходным и забивать выданные талоны вручную, – делится врач-терапевт в одном из южноуральских сёл Алина С. – Медкарты мы пока в электронном виде не ведём, но я уже с опаской об этом думаю. В день мы принимаем по 70-100 человек, сейчас у меня на это уходит около пяти часов. Если я буду вбивать данные и анамнез пациента в компьютер, боюсь, временные затраты значительно увеличится. Но мы так или иначе перейдём на электронный документооборот».
Челябинцы тоже жалуются на качество электронных услуг. Сервисы по выдаче талонов (Талон74, Госуслуги) периодически не работают.
«Электронные услуги делают нашу жизнь проще, но то, что некоторые из них работают со сбоями (не рассчитана нагрузка) или не совсем удобны пользователям, можно объяснить некачественно выполненным техническим заданием, – считает IT-специалист Дмитрий. – Если министерство, выступая заказчиком, что-то не укажет или упустит в техзадании, разработчик программного обеспечения этого не сделает. Кроме того, чиновники работают с подрядчиками по госзакупкам, а там кто дешевле, тот и «лучше». И мы получаем соответствующий результат. Потом контракт заканчивается, техническая поддержка не прописана, и всё приложение «падает», так это было с камерами видеофиксации нарушений в Челябинске».