С директором 31-го лицея Челябинска Александром ПОПОВЫМ накануне начала нового учебного года «АиФ-Челябинск» беседует о ключевых проблемах образования.
Добровольное домашнее обучение
- С учителями беда, потому что советский учитель уходит. Этому советскому учителю - за 60. Это замечательные учителя - но это старые усталые бабушки. На них сейчас всё образование держится.
- Никто не приходит на их место?
- Нет, некем заменить. И вот передо мной городское управление образования поставило задачу - помочь. Я предложил два пути. С 1 сентября на базе одной начальной школы мы откроем курсы для родителей по домашнему обучению. Мы будем учить родителей, как учить детей. Идея состоит в том, чтобы дети не ходили в школу, а учились бы дома. Мама и папа могут обучать их по всем предметам: математика, физкультура, рисование, пение, русский язык, английский. Детей не будут травмировать школой, они останутся здоровыми психически. И вообще, всё хорошее в жизни - от мамы.
- То есть мамы, вместо того чтобы на работу ходить, будут учителями?
- Да, если они так решат, то не будут ходить на работу. В порядке эксперимента мы решили перевести на домашнее обучение четыре года начальной школы, в конце года - экзамены. Это недёшево, конечно, но на то свободная воля родителей.
- Что-то я не верю в массовое домашнее обучение и родительский энтузиазм.
- У меня есть ещё идея. Такого точно нигде нет. Буду создавать банк данных по учителям: кто в декрете, кто на пенсии, кто трудится в других сферах, но может преподавать. Буду собирать информацию, когда они свободны. И буду продавать директорам школ учителей любого предмета на то время, когда им удобно. Ведь уже на тысячи детей не хватает учителей начальной школы. И этот кризис будет только расти: учителя стареют и умирают, профессия остаётся непрестижной, а зарплата молодого педагога - ниже пенсии, 5 тыс. рублей.
Покупать учителей
- И что делать, чтобы в школу пришёл учитель?
- Видишь ли… нужен даже не просто учитель, а думающий, вдохновлённый учитель! Чтобы ребёнок увлёкся, надо, чтобы ему вкусно рассказывали. Вот в чём фокус! Ведь педагогика - это не наука, это как кулинария, почти то же самое. Это искусство из банального набора продуктов сделать чудо. Скучную тему дать аппетитно! В школе же учат банальным вещам, а подавать нужно так, чтобы дети в восторг приходили. Вот оно, несущее, уникальное качество учительское.
- Ну, Александр Евгеньевич, этому не учат нигде, это талант.
- Правильно, не учат. Но учителя должны к этому стремиться.
- Я думала, вы про повышение зарплаты будете говорить.
- Да что заплата. Зарплата - это и так понятно. А вот учителей настоящих совсем мало.
- Я знаю, что у вас есть какое-то фирменное испытание для молодых учителей?
- Есть, но экстремальное, правда. Я вывожу детей и учителя в некое место за пределы школы. И предлагаю им давать урок. Ни учебников, ни пособий, ни конспектов, ничего: ты и дети. Вот если можешь давать уроки без учебников, ты - учитель. А пересказывать учебник и заставляют учеников пересказывать - это ж скукотища.
- Сколько среди ваших педагогов тех, кому не нужен учебник?
- Да мало. У меня - процентов 20. Это ещё хорошо, но я всё равно не удовлетворён. Меня сейчас интересует возможность покупать учителей.
- В каком смысле?
- В самом прямом. Каждый директор школы должен иметь финансовую возможность выходить на рынок и покупать учителей. Университеты устраивали бы такие педагогические аукционы - выставляли бы своих выпускников на продажу, а директора приходили и выбирали. Вот я каждый год даю в МФТИ, МГУ, СПбГУ, Высшую школу экономики десятки выпускников - талантливых, классных ребят. Но эти вузы не платят за мою качественную работу. А вот если бы они мне платили, я б на эти деньги покупал хороших педагогов - и у нас, и за рубежом. Не в пединститутах! А в университетах, где учатся наукам. Но для того, чтобы это осуществить, школе нужна свобода, в том числе финансовая. Это одна из ключевых позиций, чтобы в образовании что-нибудь менялось.
Выборы министра
- Моя главная идея (я озвучивал её Путину) - это выборы министра образования России. Я сказал: «Страна должна выбирать будущее». А в регионах выбирали бы своих министров. Если не испугаться и сделать это, Россия будет другой.
- Ну не сможет никакой министр сделать учителям зарплату в 20 тысяч.
- Дело не в зарплате. Начинать надо с каких-то системных шагов. Если сделать министром экономически грамотного парня, он увидит, насколько не нужны районные управления образования и городские вместе с ними. А зарплаты там огромные! За что? Управления упразднить - это же тысячи чиновников в регионах! - их зарплата освободится, и можно будет прибавить учителям. И у учителей появится свобода для творчества и время - мы не будем завалены бумагами.
- Неужели всё дело в этих бумагах?
- Да ты не представляешь, сколько их и по каким только поводам. А этот вот запрос про кавказские национальности - из той же оперы. И когда я ответил, что национальность у нас одна - математика, я не выпендривался. Я уже лет двадцать так говорю. Могу предложить ещё шутливый ход. Всем учителям сложиться и чиновников отправить на Бали или куда-то там ещё отдыхать на год. Езжайте, езжайте, только не вмешивайтесь. Как бы изменилось образование тогда! Задышало бы! Те бы вернулись, удивились и приписали все эти успехи себе - ну так и бог с ними. А система бы уже изменилась.
- Александр Евгеньевич, сколько, на ваш взгляд, таких 31-х лицеев должно быть в городе?
- Ну, кроме математических, городу точно нужен химико-биологический лицей, ещё одна языковая гимназия, причём по разным языкам - китайскому, испанскому. Должна быть гуманитарная школа с древнееврейским, старославянским, древнегреческим языками. Но сейчас-то о чём говорить, сейчас у нас средневековье: все стали рабами, приписанными к своей школе (по новому федеральному закону первоклассники обязаны поступать в учебное заведение, расположенное рядом с их домом. - Ред.). Бред какой-то! Я наблюдаю за страной и не верю, что мы в XIX веке.
- А про уроки религии что вы думаете?
- Пока я есть, в моей школе православия не будет.
- Давят же, наверное?
- Давят. На других сильно, на меня не очень. Я религию в школу не пущу. Кто придёт преподавать? Фарисеи. Те, кто несёт православие в школу, это не верующие, а коммерсанты. Преподавал бы Александр Мень, тогда да… А где моим детям взять Александра Меня? Случайному человеку рассказывать о религии нельзя, это только во вред.
Педагогические ордена
- Мое последнее педагогическое потрясение… Это ещё в июне было, когда мы принимали пятиклассников в школу. На одном популярном городском сайте есть «Болталка родителей». Я всегда с удовольствием читаю, там можно про любую школу что угодно узнать. И вот все обсуждают, где какой взнос, а мои родители обмениваются решениями задачек - советуются, кто как решил, и сверяют ответы. Обалдеть! И я такой гордый ходил несколько дней. Это мой третий орден педагогический.
- А первые два? Расскажите.
- Первый орден я получил, когда ещё не был директором, а только классным руководителем. Я вывез детей куда-то в поход на зимние каникулы. Мы жили в лесу почти неделю, веселились, в снегу валялись, и все пуговицы они мне на тулупе оторвали. Я ходил, подпоясанный проволокой. А ночью однажды проснулся и смотрю: девочка, которой я в общем-то мало внимания уделял, вот она сидит и мне на тулуп пуговицы пришивает. Я офигел. Это было счастье.
- А второй когда?
- А второй орден я получил года четыре или пять назад в Нью-Йорке. Я был в гостях у дочери, и ко мне приехал мой ученик Илья Кеммер. Он говорит: «Александр Евгеньевич, просите хоть что, я сделаю». Я говорю: «Илья, я хотел бы несколько раз побывать в Метрополитен-музее, побродить там сколько захочется». Он говорит: да, дескать, нет ничего проще. Мы заходили со служебного хода, потому что там программистом работал его друг, и я бродил по музею сколько хотел. И так несколько дней. Я вживую увидел Дали, моих любимых импрессионистов, Шагала, залу Родена отдельный день посвятил. Это же счастье. Такие вот мои педагогические ордена.