Но победитель городского конкурса «Самый классный классный - 2016», преподаватель начальных классов челябинской гимназии № 80 Илья Иванов уверен, что система уроков себя изжила, контрольные можно заменить проектами, учителю позволительно иногда специально допускать ошибки, а с учениками можно и в свободное время болтать в чате.
От собак в детсад
Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Слышал, что в школу вы попали из-за собак. Как же это произошло?
Илья Иванов: Можно сказать, попал в садик, а потом уже в педагоги. Я уже учился в школе, но однажды испугался бродячих собак. И спасся бегством, укрывшись в ближайшем детском саду. К счастью, воспитательница попалась адекватная и добрая. Вошла в положение, разрешила скоротать время в садике. Я там поиграл с детьми, и мне так понравилось, что я и в следующие дни приходил туда, помогал воспитательнице, читал малышам сказки. Мне всегда интересно было с детьми по-младше. Устраивал для них дни рождения, разные конкурсы.
Так что для меня никогда не было вопросов, куда поступать после школы. Правда, сначала был педагогический колледж - мне туда поступить посоветовал один опытный человек. Сказал, что там быстрее можно набраться опыта. И оказался прав. После колледжа учёба в вузе пошла легче.
- Говорят, в классе вы позволяете ученикам максимальную свободу. Не боитесь, что они сядут на голову?
- Мне на голову сложно сесть. Когда принимаю класс, первые полгода приучаю к дисциплине. А уже потом допускаю свободное поведение в определённых рамках. Минус в том, что когда ребята переходят в пятый класс, у них разные учителя, в том числе и те, кто не привык к свободному поведению учеников. Но нам удалось найти компромисс. Это же мой класс - мои правила. Для меня многие правила выглядят лишними. Например, когда ученик поднимает руку и спрашивает: «Можно мне выйти?»
- В Америке для этого вообще требуется письменное разрешение от учителя.
- Ну и зачем это? Я разрешаю детям, если им нужно, просто тихо встать и выйти. Также разрешаю, если ученику нужно что-то обсудить с одноклассниками, поговорить с товарищами, подойти к ним, затем вернуться на место. Ноги на стол, как в некоторых западных школах, - это, конечно, перебор. Но надо отходить и от восприятия школы как жёсткого организма, где отбыть нужно, что называется, от звонка до звонка. А я хочу научить учиться.
Вспомните «Чучело»!
- Что же нужно сделать, чтобы ученик не отбывал время от звонка до звонка?
- Некоторые школы уже отходят от классно-урочной системы. Так, в школе академика Михаила Щетинина в Краснодарском крае есть разновозрастные группы. Там дети не только учатся у взрослых, но и учат друг друга. Я сторонник того, чтобы не было понятия «урок». Должны быть более свободные формы - пусть это будет лекция, прогулка, лаборатория. То, что больше всего подходит к той или иной теме. Зачем 45 минут сидеть, когда можно придумать что-то более интересное?
Классно-урочную систему внедрили ещё в ту пору, когда надо было ликвидировать безграмотность. Отсюда это стремление обучать большим потоком, когда нет времени на дискуссии. Но эта система давно изжила себя.
- Некоторые считают, что надо отменить и оценки. Вы согласны с этим?
- Оценки часто субъективны. За одну и ту же работу один учитель может поставить пятёрку, другой четвёрку, а третий - не исключено, что и вовсе тройку. В математике и естественно-научных дисциплинах оценивать работы, конечно, проще, но даже там может проявиться субъективность учителя. А в творческих предметах и подавно. Хорошо бы уйти и от контрольных работ. Вместо них ввести проекты. Они куда ярче показывают и возможности ребёнка, и то, понимает он тему или нет. Мы в гимназии стараемся развивать это направление.
- Знаете, я в школе так и не смог осилить «Преступление и наказание», зато в более взрослом возрасте прочитал с удовольствием. Можно ли совместить стремление привить любовь к великой литературе и тот факт, что дети могут её не оценить?
- Всё зависит от учителя. Мне, например, не повезло с учителем литературы, хотя я любил читать. И многие великие произведения, как и вы, прочитал уже будучи взрослым. А вот в параллельном классе учитель был другой - они там на уроке литературы и сценки различные ставили, и активные обсуждения устраивали. У ребят интерес пробуждался: что же там дальше в этой истории произошло? Так можно и самую серьёзную книгу с интригой подать. Зато у меня был хороший учитель истории, который подчёркивал, что история - предмет неоднозначный. Я такой подход перенял и своим ученикам говорю: «Читайте разные источники, не полагайтесь только на одну трактовку». Мы изучаем: а что было бы, если бы не было татаро-монгольского ига или Второй мировой войны? Кстати, при таком подходе ребята и лучше запоминают информацию.
- Может, для облегчения процесса разрешить детям читать краткие изложения вроде «Война и мир» за 10 минут» или комиксы по великим произведениям?
- Нет, я против. Я за то, чтобы всё-таки дети читали. Надо самому прокрутить в голове этот «фильм». Беда в том, что у нас ведь и родители некоторые не читают. А дети многое у пап и мам перенимают. Моя мама всегда читала, и я перенял эту привычку. Краткое изложение нужно, только если ты хочешь вспомнить, например, перед экзаменом уже прочитанное. Но это никак не заменитель книги. В классе я стараюсь использовать книги не по программе - это романы Жюля Верна, Владислава Крапивина. Очень тщательно мы обсуждали повесть Владимира Железникова «Чучело». В результате дети поняли, что могут быть такие ситуации и как правильно поступать в подобных обстоятельствах. И когда позже возникали конфликты, я говорил: «Вспомните «Чучело»!» И дети сразу успокаивались. Если бы дети учились по таким книгам и фильмам, не было бы ситуаций, когда девочки избивают и унижают сверстниц, как, к сожалению, происходит сейчас.
Кто сидит в чате?
- Ваши ученики общаются с детьми из малых городов. Для чего это нужно?
- Мы запустили телепроект «Личка». Цель - пусть дети из разных городов и сёл обсуждают различные проблемы. Пока вышла одна программа. Ученики нашей гимназии и из школы № 27 города Касли говорили о том, что для них настоящая дружба. Интересно, что подход разный. Скажем, ребята из Каслей считают, что если учишься с кем-то в одном классе, то он уже твой друг. Дети из гимназии осторожнее, напирают на то, что друг - это человек, с которым ты общаешься и вне школы, с которым у тебя общие интересы. Всегда интересно наблюдать за такими дискуссиями. Да и для детей это полезно. Запланировали, к примеру, тему «Нужна ли школьная форма?» Темы, кстати, сами дети предлагают.
- Ваш проект в конкурсе «Самый классный классный» называется «На одной волне». Не могли бы расшифровать?
- Это мой девиз по жизни, который применяю и в педагогической деятельности. Стараюсь быть с детьми на одной волне. Так, постоянно общаюсь с учениками в соцсетях. У каждого из моих классов есть свои чаты, где дети могут более свободно высказывать своё мнение, делиться проблемами. Впрочем, я и в школе не встаю в позу: «Учитель всегда прав». Это ведь на самом деле не так. Показываю, что и учитель, и взрослый не всегда бывают правы. Конечно, не обязательно ему это говорить, потому что дети не всегда корректно могут это сделать. Но могут этому научиться со временем. Я иногда даже специально допускаю ошибки, чтобы дети заметили это, оказались вовлечены в обсуждение.
- Чтобы вы посоветовали ученикам и их родителям накануне 1 сентября?
- Главное - не бояться школы. Это не каторга, а что-то весёлое и интересное. Но необходимо, чтобы и родители поменяли своё восприятие. Если нервничаете накануне нового учебного года, это передастся и ребёнку. Если же он боится идти в школу в первый раз, можно поступить как в детском саду - приводить сначала на короткое время. Пусть привыкнет, обзаведётся друзьями, а потом и сам захочет в школу.
Досье
Илья Иванов. Родился в 1983 году в Челябинске. Окончил в 2003 году Челябинский государственный педагогический колледж. В 2008-м - ЧГПУ, в 2016-м - Российскую академию государственной службы. Работал в школе в Долгодеревенском, затем в ряде челябинских школ.